Перейти к содержанию

Ремонт дворников ГМ (Under Construction)


Vitko

Recommended Posts

К концу 80-х годов сложность системы управления дворниками и омывателем у ГМ достигло пика своей сложности. В этой статье попробую изложить принцип действия и методы ремонта этих узлов.
Краткое описание. Топовая версия узла совмещает в себе стеклочиститель с плавно регулируемой задержкой взмахов и 3 режима непрерывной работы - медленный, средний и быстрый. Это хозяйство совмещено с мехническим насосом омывателя стекла с автоматическим управлением.
Я считаю, что наиболее продуктивное изучение получится, если идти от простого к сложному. А потому снимаем всю электронную навеску, крышку с насосом и оставляем в руках голый мотор дворников с 2-мя торчащими из него проводами (розовы/черный и черный) и парковочным реле. Вот так:

212777489.jpg

Дальше надо запомнить основной постулат: понимание работы системы зависит от понимания работы каждого узла. Начнем с мотора:
Из него выходит 2 провода розовый/черный и черный.

212777476.jpg

Вопреки логике, это не + и - мотора дворников. Питание мотора происходит следующим образом:
Масса мотора берется прямо с корпуса. По розовому/черному проводу подается 12 вольт. Тем или иным способом, независимо от сложности конструкции, конечным результатом управления дворниками будет 12 вольт на розовом/черном проводе. И тут возникает вопрос: в чем смысл черного провода. Он служит для регулировки скорости вращения мотора. Когда на розовом/черном проводе есть 12 вольт - внутри мотора образуется магнитное поле (назовем его основное), которое заставляет крутиться якорь мотора.
Если черный провод посадить на массу - в моторе возникнет дополнительное магнитное поле, направленное навстречу основному. Результат - мотор станет вращаться медленнее. Итак, черный провод болтается в воздухе - мотор крутится быстро. Черный провод сидит на массе - мотор вращается медленно.

Переходим к управлению мотором. Основой управления служит парковочное реле:

212777473.jpg

Наружу у него смотрит 3 контакта и красный провод, внутри находится электромагнит:

212777481.jpg

А важную роль в процессе включения/выключения играет металлическая скоба:


212777482.jpg


Назначение контактов: На средний контакт приходит питание мотора 12 вольт. Правый контакт служит для запуска системы. Если присмотреться, видны тонкие желтые проводки - выводы обмотки электромагнита, которые подходят к среднему и правому контакту. Если правый контакт посадить на массу - сработает электромагнит и на красном проводе парковочного реле появится 12 вольт. Если эти 12 вольт подать на розовый/черный провод - мотор начнет вращаться. К левому контакту парковочного реле приходит черный провод от мотора.

 

 

212777488.jpg

 

То есть если левый контакт парковочного реле замкнуть на массу - мотор будет работать на низкой скорости.
Самый важный во всей процедуре вопрос - что происходит внутри парковочного реле. Это является ключом к пониманию проблемы ПОЧЕМУ ДВОРНИКИ НЕ ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ?
Внутри парковочного реле находится микровыключатель. Для понимания происходящего я нарисовал рисунок:

212778148.jpg

Подаем массу на правый контакт парковочного реле, включаем электромагнит. Он дергает вниз металлическую скобу с предыдущей фотографии, высвобождается кнопка микрика, на красном проводе появляется 12 вольт. Убираем массу с правого контакта - электромагнит отпускает скобу. Под действием пружинки она возвращается вверх на уровень микровыключателя и выпрыгивает вперед. Вот пружинка, которая тянет скобу (полезно для понимания кто кого куда тянет):

212777484.jpg

Вот 2 важные детали парковочного механизма: собачка и скоба. Это полезно для понимания работы и пригодится в дальнейшем, при ремонте:

212804305.jpg

 



в процессе вращения собачка удавливает эту скобу внутрь парковочного реле, скоба нажимает на микровыключатель, тот разырвает цепь, с красного провода пропадает 12 вольт, мотор останавливается. Все, цикл завершен. При этом дворники спрятались под линию капота и находятся в запаркованном состоянии. Я понимаю, что вы дочитали до сюда и подумали: чо за херня????? Уверяю вас, это нормально. Так и должно быть. В сервисной книге ГМ описанному процессу отведено 2 страницы текста и 3 картинки. Я читал все это 4 раза и не достиг понимания. Для того, чтобы вы все же поняли, как оно работает, я снял небольшое кино. В нем видно, как на средний контакт заведено 12 вольт, :как красный провод парковочного реле присоединен к розовому/черному проводу мотора, как я подаю массу на правый контакт реле для запуска системы и как механизм запихивает скобу внутрь парковочного реле для отключения мотора.
 

 

Ссылка на комментарий
Share on other sites

дааа! нагородили от души! без кина пришлось бы курить ту же траву, что и конструкторы ГМ. а Форд сделал парковщик полностью механическим!  правда, поиметь он (парковщик))) может юзера, не менее душевно : http://freedomcars.ru/iboard/index.php?showtopic=60005

Изменено пользователем Delvo (смотреть историю редактирования)
Ссылка на комментарий
Share on other sites

очень хорошо. Теперь - диагностика. Изучаем парковочное реле.

1) Вот эта железная скоба с крестиком - она гнутая. Очень гнутая. Так и должно быть.

 

212777482.jpg

 

2) На парковочном реле есть пружинка. 

 

212777484.jpg

 

Эта пружинка имеет 2 смысла в системе дворников:

1) После того, как на контакте 3 парковочного реле пропадет земля, электромагнит перестанет работать. Отпустит скобу. Пружинка выбрасывает скобу вперед, чтобы та могла поймать собачку и начать процесс парковки и 

2) Она подтягивает скобу к верхней части реле так, чтобы пластина оказалась на одном уровне с кнопкой микровыключателя, который расположен внутри парковочного реле.

Соскочившая пружинка - одна из причин не останавливающихся дворников, описанная в мурзилке. Оно и логично: без пружинки скоба будет находиться ниже уровня кнопки микровыключателя и просто не будет в нее попадать, не будет нажимать, не будет отключать подачу электричества на мотор. 

При ремонте я ошибочно предположил, что пружинка от времени растянулась и недостаточно хорошо выполняет свои функции. Я, как видно на фотографии, попробовал натянуть ее посильнее и на какое-то время это помогло. Оказалось - это просто совпадение. Пружинка либо одета и работает, либо слетела и не работает. Такое, что работает, но плохо - не бывает. 

Я же расскажу о том, что было на самом деле. Случай, не описанный в мурзилке. А было вот что: за 25+ лет в системе появился определенный износ. Выразилось это в том, что при снятии питания с мотора он останавливается не сразу, а какое то время еще крутится по инерции. Этой инерции хватает на то, чтобы нажать на кнопку микровыклчючателя и отпустить ее. Некоторым образом это похоже на море: волна накатила и отступила. Так и здесь: скоба наехала на кнопку и разомкнула контакты. Тут бы ей остановиться, но механизм по инерции работает дальше, скоба немного отъезжает от кнопки, контакты замыкаются и дворники идут на следующий круг.

Как уверенно побороться с этой бедой?

Во-первых, надо проверить, что при выключении дворники пытаются запарковаться на низкой скорости. Смысл - меньше скорость вращения - меньше инерция. Для этого надо убедиться, что при парковке на левом контакте парковочного реле присутствует масса. Если этого нет - надо попробовать бросить массу отдельным проводом, прям с АКБ. Если низкая скорость вращения появится -  проблема либо в проводке от этого контакта до переключателя дворников в салоне, либо внутри самого переключателя. Если не появится - проблем в черном проводе мотора, в его припаяности к контакту:

 

212777488.jpg

 

либо проблема с обткой внутри мотора.

 

Во-вторых делаем, если не помогло во-первых. Внутрь скобы надо поставить прокладку толщиной не более 1 мм. Вот она, между собачкой и скобой. 

212777459.jpg

 

Я вклеил на суперклей кусочек забочистки. Почему зубочистки? Отвечаю: зубочистку было очень удобно подогнать по толщине ножиком. Нагрузки на нее практически никакой (только что пружинка тянет). Скользящих нагрузок практически нет. Так что считаю решение вполне удачное. 

Если проставка будет слишком толстой - собачка просто будет выскакивать из скобы и процесс парковки вообще не начнется. Если же слишком тонкая - не будет результата как такового. А так - чуть раньше прекращается подача электричества на мотор, чуть позже отпустит кнопку при проскакивании нажатого положения. Вот этого чуть-чуть и хватит для того, чтобы мотор дворников уверенно останавливался. 

 

Этим исчерпываются проблемы неостанавливающихся дворников по причинам, не связанным с платой управления задержками

Ссылка на комментарий
Share on other sites

Если что-то непонятно, недообъяснено, недофотографировано - пишите, не стесняйтесь. НА следующем уровне игра усложняется добавлением Timing реле и управляющей платы. 

Дополнительный анонс. В первое ПСТО запилю новое грамотное видео по работе парковочного реле. Специально для этого еще раз разбирал механизм.

Ссылка на комментарий
Share on other sites

  • 1 month later...
  • 4 weeks later...

механизм парковки может сломаться из-за неправильно установленных дворников? (т.е. без учёта расстояния для парковки)

Изменено пользователем Cadilla (смотреть историю редактирования)
Ссылка на комментарий
Share on other sites

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Reply to this topic...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...