ineganov Опубликовано 3 июня, 2012 Автор Share Опубликовано 3 июня, 2012 По МАПу мало что можно сказать, к тому же оно сильно меняется и это сложно учитывать. На самом деле, если немного утрировать, то положение заслонки полностью определяет вид кривой момент/обороты на маховике, что вполне достаточно для выбора передачи. Несомненно, МАП тоже нужен при управлении коробкой, но в выборе передачи оно не участвует. Подумал еще раз. Ну да, для исправного мотора характеристика "момент от оборотов и TPS" известна, и в нее действительно можно внести барометрическую поправку, ну и на температуру, уж до кучи. В принципе, если я всё правильно понял, в эту логику даже кикдаун умещается и отдельный костыль для него городить не придется. Только вот обратной связи нет и с переходными процессами проблема. Кстати, если мне не изменяет мой маразм, то современные мозги исходят как раз из крутящего момента на валу: вроде как, оно строит хитрую матмодель у себя в голове и управляет дросселем, зажиганием и форсунками так, чтобы получить наперед выбранный момент, который и оценивается с помощью матмодели. (Это я вычитал в каком-то VAGовском whitepaper'e) По-видимому, это почти то же самое, что и выше, но с учетом переходных процессов. Где бы вот об этом почитать? Ну или может, прошивку найти дизассемблированную, а лучше -- в исходниках? Еще интересный для меня вопрос: откуда берется лаг порядка сотен миллисекунд от нажатия на педаль до кикдауна? Это просто гидравлика так медленно работает, или у мозгов какие-то свои соображения на эту тему? Цитата Ссылка на комментарий Share on other sites More sharing options...
LeeZooN Опубликовано 4 июня, 2012 Share Опубликовано 4 июня, 2012 Подумал еще раз. Ну да, для исправного мотора характеристика "момент от оборотов и TPS" известна, и в нее действительно можно внести барометрическую поправку, ну и на температуру, уж до кучи. В принципе, если я всё правильно понял, в эту логику даже кикдаун умещается и отдельный костыль для него городить не придется. Только вот обратной связи нет и с переходными процессами проблема. Насчёт кикдауна - верные мысли, никакой его специальной отработки нет, только тс-с-с, это идёт в разрез с общественным мнением Обратной связи там и не нужно, считается, что моторы все одинаковые, по крайней мере в гарантийный срок. С переходными процессами борятся внесением гистерезиса (~1-2mph) в карты переключений. Кстати, если мне не изменяет мой маразм, то современные мозги исходят как раз из крутящего момента на валу: вроде как, оно строит хитрую матмодель у себя в голове и управляет дросселем, зажиганием и форсунками так, чтобы получить наперед выбранный момент, который и оценивается с помощью матмодели. (Это я вычитал в каком-то VAGовском whitepaper'e) По-видимому, это почти то же самое, что и выше, но с учетом переходных процессов. Момент на валу рассчитывают даже старые GM'овские мозги, начиная года где-то с 91. В этих расчётах как раз используется МАП. Но нужно это для управления давлением в коробке и для трекшена. По ВАГу ничего не скажу, ковыряю только GM. Где бы вот об этом почитать? Ну или может, прошивку найти дизассемблированную, а лучше -- в исходниках? Еще интересный для меня вопрос: откуда берется лаг порядка сотен миллисекунд от нажатия на педаль до кикдауна? Это просто гидравлика так медленно работает, или у мозгов какие-то свои соображения на эту тему? В исхониках - это фантастика. Я сам уже продолжительное время дербаню прошивку нордстара. Если для ознакомления - то лучше брать от трака с тби и 80-ой коробкой. Там всё просто и понятно, если нужно - могу скинуть одну дизассемблированную прошивку. Цитата Ссылка на комментарий Share on other sites More sharing options...
ineganov Опубликовано 4 июня, 2012 Автор Share Опубликовано 4 июня, 2012 (изменено) Момент на валу рассчитывают даже старые GM'овские мозги, начиная года где-то с 91. В этих расчётах как раз используется МАП. Но нужно это для управления давлением в коробке и для трекшена. По ВАГу ничего не скажу, ковыряю только GM. Ну, в начале дявяностых, вроде, не увлекались дросселями с электроприводом. Вон, даже на кадиллаках с LT1 трекшен только углом опережения зажигания рулит. Да и коробки ставили все больше с гидравликой. Т.е., момент рассчитать можно, но применение ограничено. Либо я опять что-то не понимаю. В исхониках - это фантастика. Я сам уже продолжительное время дербаню прошивку нордстара. Если для ознакомления - то лучше брать от трака с тби и 80-ой коробкой. Там всё просто и понятно, если нужно - могу скинуть одну дизассемблированную прошивку. Ну, в принципе, у меня есть прошивки для '7747 и его подобий. Есть даже одна дизассемблированная и с комментариями(!), в том числе, по алгоритму работы. Но они, естественно, без управления коробкой. Но я вот немного загуглил, и только сейчас узнал, что были TBIшные мозги с управлением коробкой, поэтому спасибо за наводку! Дизассемблированной прошивке буду очень рад, скидывай! Можно прямо в почту -- ineganov на gmail. Кстати, а чем думает Нордстар? Там та же самая хромая моторола, как в 7747, или они все же что-то поприличнее поставили? UPD: Нагуглил дизассемблированную и откомментированную прошивку $0D. Вроде бы, это оно. Изменено 4 июня, 2012 пользователем ineganov (смотреть историю редактирования) Цитата Ссылка на комментарий Share on other sites More sharing options...
LeeZooN Опубликовано 4 июня, 2012 Share Опубликовано 4 июня, 2012 (изменено) Момент на валу рассчитывают даже старые GM'овские мозги, начиная года где-то с 91. В этих расчётах как раз используется МАП. Но нужно это для управления давлением в коробке и для трекшена. По ВАГу ничего не скажу, ковыряю только GM. Ну, в начале дявяностых, вроде, не увлекались дросселями с электроприводом. Вон, даже на кадиллаках с LT1 трекшен только углом опережения зажигания рулит. Да и коробки ставили все больше с гидравликой. Т.е., момент рассчитать можно, но применение ограничено. Либо я опять что-то не понимаю. В исхониках - это фантастика. Я сам уже продолжительное время дербаню прошивку нордстара. Если для ознакомления - то лучше брать от трака с тби и 80-ой коробкой. Там всё просто и понятно, если нужно - могу скинуть одну дизассемблированную прошивку. Ну, в принципе, у меня есть прошивки для '7747 и его подобий. Есть даже одна дизассемблированная и с комментариями(!), в том числе, по алгоритму работы. Но они, естественно, без управления коробкой. Но я вот немного загуглил, и только сейчас узнал, что были TBIшные мозги с управлением коробкой, поэтому спасибо за наводку! Дизассемблированной прошивке буду очень рад, скидывай! Можно прямо в почту -- ineganov на gmail. Кстати, а чем думает Нордстар? Там та же самая хромая моторола, как в 7747, или они все же что-то поприличнее поставили? Нордстар думает так же как лт1 - две моторылы 6811F1, одна на мотор и одна на коропку, общаются по spi. Прошивку тби щас отправлю. Забыл написать, нужна IDA 6.1+ Изменено 4 июня, 2012 пользователем LeeZooN (смотреть историю редактирования) Цитата Ссылка на комментарий Share on other sites More sharing options...
ineganov Опубликовано 8 июля, 2012 Автор Share Опубликовано 8 июля, 2012 (изменено) Собственно, тема получила развитие. Модель сама по себе -- это прекрасно, но хотелось бы проверить, насколько она соответствует реальности. А тут как раз мне в руки попал неплохой акселерометр в составе очень милой отладочной платы на ПЛИС. Акселерометр был немедленно откалиброван, оценен с т.з. погрешностей и прикручен к стремительной Импале. Собственно, эксперимент заключался в разгоне с места до 120+ км/ч, с записью показаний акселерометра с частотой 100 Гц. Машина с LT1, главная пара -- 2.56, дифференциал свободный. Загрузка -- не слишком тяжёлый водитель. Было выполнено два старта на ровной, пустой дороге. Правда, оба раза в одну сторону -- так было удобнее. Но дорога была ровная Температура воздуха -- в районе 30 градусов по цельсию. Педаль давил не сразу в пол, дабы не насиловать коробку и не срывать колеса с презренным купером (получилось оба раза). Результаты первого заезда: Результаты второго: Как видно, результаты хорошо совпадают, что не может не радовать. Далее, еще сильнее радует то, что оба графика хорошо сходятся с моделью. Даже шифт пойнт там же. Различие -- в моменте старта: у меня он более плавный из-за того, что педаль сразу в пол я не давил. А в модели -- давил. Потом, собственно, время разгона. Как его правильно считать -- я не знаю. Я совместил нулевую отметку времени с самым началом разгона, еще до резкого роста ускорения. Энивей, в такой постановке получается чуть меньше восьми секунд до сотни. Если считать разгон до 60 миль в час, то получается гораздо веселее: 7.5 секунд. Ну и если считать разгон от t = 0.5c (начало резкого роста скорости) то получаются те самые симуляторные семь секунд. WIN. Еще пара картинок для красоты. Это скорость в течение первого заезда: А вот тут -- ускорение. Черный график -- сырые данные, оранжевый -- отфильтрованый сигнал: Отмечу, что нулевая отметка времени здесь совпадает с началом эксперимента, а не с началом разгона. Выводы: 1) Simulink -- наше всё. 2) Мой мотор жив и ему вполне хорошо. Коробка тоже жива и адекватна. 3) Главная пара имеет несколько преувеличенное значение с т.з. ёё влияния на разгон автомобиля. Ну и в качестве заметки на полях, нужно сказать, что в моей машине имеет место false knock, из-за чего мотор работает не совсем на полную. Плюс, было жарко. Плюс я старался особенно не насиловать коробку. Таким образом, если убрать false knock и сильно постараться в прохладную погоду, результаты должны быть даже лучше. Изменено 8 июля, 2012 пользователем ineganov (смотреть историю редактирования) Цитата Ссылка на комментарий Share on other sites More sharing options...
AOR Опубликовано 8 июля, 2012 Share Опубликовано 8 июля, 2012 Интересные графики. Если 8 сек до сотни, вполне себе живой автомобиль. С пунктом 3 согласен вполне.. Цитата Ссылка на комментарий Share on other sites More sharing options...
Mezolith Опубликовано 8 июля, 2012 Share Опубликовано 8 июля, 2012 Надо для статистики еще парочку Импал проанализировать данным образом. 1 агрегат это хорошо, а несколько еще лучше. Цитата Ссылка на комментарий Share on other sites More sharing options...
ineganov Опубликовано 9 июля, 2012 Автор Share Опубликовано 9 июля, 2012 Надо для статистики еще парочку Импал проанализировать данным образом. 1 агрегат это хорошо, а несколько еще лучше. Вполне можно, но не столько для статистики, сколько для собственного интереса. Статистика-то есть. Американцы вон 0-60 едут как раз от 7 до 8 секунд, в зависимости от степени ушатанности конкретного экземпляра, удачности старта, погоды и способа замера, по-видимому. То же самое, но на четыре-генах -- на полсекунды быстрее. Интересно былоб замерить какой-нибудь вражеский Форт Цитата Ссылка на комментарий Share on other sites More sharing options...
oleg.kulikov Опубликовано 9 июля, 2012 Share Опубликовано 9 июля, 2012 Интересная модель. Как вариант, предложу объяснение, что у импалы крутящий момент/мощность достаточно большие что бы на ровной (горизонтальной) дороге почувствовать разницу от изменения гланой пары при неизменных остальных параметрах. Интересно как изменится ситуация если поставить машину под уклон? думается что разница с разными парами будет более существенной. Это, в принципе, тоже самое что уменьшить момент у двигателя. Цитата Ссылка на комментарий Share on other sites More sharing options...
ineganov Опубликовано 9 июля, 2012 Автор Share Опубликовано 9 июля, 2012 Интересная модель. Как вариант, предложу объяснение, что у импалы крутящий момент/мощность достаточно большие что бы на ровной (горизонтальной) дороге почувствовать разницу от изменения гланой пары при неизменных остальных параметрах. Интересно как изменится ситуация если поставить машину под уклон? думается что разница с разными парами будет более существенной. Это, в принципе, тоже самое что уменьшить момент у двигателя. Если уменьшить крутящий момент на моторе -- упадет и мощность. А если поставить ГП подлиннее, то мощность никуда не денется, изменится лишь крутящий момент на колёсах. Тут всё-таки нужно пояснить: изначально вопрос ставился о влиянии ГП на время разгона. Однако, стоит иметь в виду, что более короткая ГП однозначно добавит автомобилю веселья и воспринимаемой бодрости, за счет существенного повышения пика крутящего момента при старте (и ускорения). Именно им и срывает в занос колеса. Он же, по-видимому, и воспринимается как общая "бодрость" машины. Цитата Ссылка на комментарий Share on other sites More sharing options...
oleg.kulikov Опубликовано 9 июля, 2012 Share Опубликовано 9 июля, 2012 Тут всё-таки нужно пояснить: изначально вопрос ставился о влиянии ГП на время разгона. Однако, стоит иметь в виду, что более короткая ГП однозначно добавит автомобилю веселья и воспринимаемой бодрости, за счет существенного повышения пика крутящего момента при старте (и ускорения). Однозначно-ли? ;-) Где тогда ошибка в предыдущих экпериментах? Он же, по-видимому, и воспринимается как общая "бодрость" машины. Можно посморить, если вспомнить что бублик имеет свойство умножать крутящий момент. Что значит изменить главную пару на проценты если ГТ умножает при старте этот момент. 305-й тоже буксует (с парой 2.53) при старте бодро, но до сотни едет не меньше 9-10 секунд, может где-то 12. Я бы сказал большая пара "стабилизирует" характеристики: что в гору, что под гору (может это и есть то ощущение общей "бодрости"). Насколько это существенно можно, например, сравнить какую прибавку дает сила тяжести на уклоне процентов 12 по сравнению с силой сопротивления воздуха на скорости 60км/ч. А еще можно помоделировать как в таких условиях работает изменение ГП. Цитата Ссылка на комментарий Share on other sites More sharing options...
ineganov Опубликовано 9 июля, 2012 Автор Share Опубликовано 9 июля, 2012 Однозначно-ли? ;-) Где тогда ошибка в предыдущих экпериментах? Ошибки нет. Речь о том, что с короткой парой появятся спецэффекты при старте. Время разгона до сотни при этом практически не уменьшится. Про моделирование "в горку" -- ну да, с короткой парой будет гораздо веселее. Еще веселее будет с грузовым мотором, у которого весь момент на низах (см. TBI). И совсем хорошо станет с большим дизелем Но это все к разгону 0-60 практически никакого отношения не имеет: получится именно грузовик, который способен не напрягаясь тянуть большую массу, но ехать он при этом будет неспешно. Цитата Ссылка на комментарий Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.