Посвящается героическому Максу Энтеру,
в честь покупки Бьюика Электры 225 кабрио.

Американская Национальная Выставка, Москва, 1959.
American National Exhibition in Moscow, 1959.

Для меня, история этой выставки началась с листанной перелистанной в детстве брошюры компании Ford которая до бесконечности знакомила меня, лет с шести наверно, со своей "замечательной семьей фордовских автмобилей (так в оригинале) выпуска 1959 года". Какое-то время эта holly bible не покидала моего журнального столика, четко отложив в памяти образ американского автомобиля тех лет. Тогда я был еще юн, ничего не знал и не понимал в автомобилях, а живых аналогов не видел вообще ни разу. Время от времени, в дополнение к бумажной семейной реликвии, я слышал рассказ матери или деда о первом стакане пепси-колы (или кока-колы) и куче народа с выпученными глазами ходившего по выставке в Сокольниках, как по кемпингу инопланетян. Годы шли и как-то раз на одном книжном развале я увидел то, что так давно искал, сам о том не подозревая - проспект "Автомобили компании Крайслер выпуска 1959 года - Это модели завтрашнего дня". Проспект был немедленно куплен, и тема вновь ожила для меня. Потом был найден репринтный проспект GM выпущенный к сорокалетию выставки в 1999 году, и я посчитал, что худо-бедно задача минимум выполнена (хотя и сегодня не откажусь от оригинала GM по разумным деньгам - мое мыло dent2410@yandex.ru). Дальше больше - я стал интересоваться старыми и редкими машинами, и постепенно пришел к целенаправленному увлечению старыми американскими автомобилями...

Тут самое время начать углубляться в автомобильную тему, но давайте сделаем лирическое отступление и поговорим о самой выставке. Когда-то давно я вообще думал, что выставка эта была автомобильной, и хотя знал что это не так - не придавал этому большого значения. Потом до меня стал доходить смысл названия - Американская Национальная...

Американская Национальная Выставка открылась в Москве, в Сокольниках, 25 июля 1959 года. Событие это, надо сказать прямо, имело большое значение в жизни нашей страны, да и в отношениях СССР окружающим миром (США в первую очередь). Экспозиция авто-производителей США на этой выставке была всего лишь одной из граней того, американского образа жизни, который нам хотели показать и показали на свою голову американцы. Не погрешу против истины, если скажу, что Международный Фестиваль Молодежи и Студентов 1957 года и эта самая выставка стали первыми вехами на пути морального разложения строителей коммунизма. Но... в те годы Никита Сергеевич еще дружил с США и собирался построить коммунизм, президентом тогда был республиканец, герой войны - Дуайт Эйзенхауэр ("по прозвищу" - Ike), до Карибского кризиса было далеко, а революция на Кубе только разгоралась. Выставку, с далеким прицелом, начали организовывать еще в начале 59 года. Организаторами выступили такие организации как Информационное агентство США (USIA), Департамент торговли США, Государственный комитет СССР по культурным связям с зарубежными странами, МИД СССР. Открывать выставку прилетел Вице-президент - республиканец Ричард Милхаус Никсон, ставший впоследствии 37 президентом США, а в 59 году - конкурент будущего 35 президента США - Джона Фицджеральда Кеннеди на выборах 1960 года. Никсон в те годы вообще много занимался внешней политикой и очень активно катался по разным странам (всего до выборов 1960 года посетил порядка 60 стран) набирая баллы к предстоящим выборам, на который он был выдвинут кандидатом от республиканцев. Естественно такой козырь как открытие выставки США в СССР, и возможность общения с Хрущевым была как нельзя кстати Никсону.
Никсон прилетел во Внуково 23 июля 1959 года, и 24 июля посетил выставку вместе с Хрущевым перед ее открытием.



Видео, mpeg4, 6.6Mb
"Открытие выставки Вице-президентом США Ричардом Милхаусом Никсоном и Первым секретарем ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущевым, 24 июля 1959 года"

На выставке произошло такое известное историческое событие, как "кухонные дебаты" Никсона и Хрущева на стенде General Electric (современная кухня), касавшиеся преимуществ советского и американского образов жизни и их материального выражения. В рамках выставки была представлена экспозиция современного искусства США, прошла премьера фильма "Взгляд на США" Чарльза Изма и Рей Изм ("Glimpses of the U.S.A." Charles and Ray Eames's).


"Кухонные дебаты" Никсона и Хрущева (справа от Никсона - Брежнев, между Никсоном и Хрущевым - Микоян). Стенд фирмы General Electric, 24 июля 1959 года"


"Экспозиция современного искусства США в рамках Американской Национальной Выставки"


"Премьера фильма "Взгляд на США" Чарльза и Рэй Измов"

Однако вернемся к автомобилям. Одним из результатов моего увлечения старыми американскими машинами стало знакомство с известным в определенных кругах фотографом - Александром Новиковым. Оставим моральные качества Новикова вне нашей статьи. Главное - у него мне удалось купить подборку фотографий сделанных неизвестным мне фотографом (Новиков не упомянул, кто это был) на Американской Национальной Выставке. Подборка преимущественно была посвящена автомобилям, но также включала и фотографии других экспозиций выставки.

Скажу прямо - я давно, и не раз слышал, что основная часть экспонатов выставки, по ее окончанию, обратно в США не увозилась, и осела на нашей родине. Естественно меня "не отпускал" вопрос - какие машины остались здесь и куда они в конечном итоге делись...

Увы результаты моих поверхностных поисков невелики. Перечислим их по порядку убывания точности информации:
1. Плимут Бельведер:
Машина была куплена с выставки служащим посольства США в Москве и эксплуатировалась им до конца 60х. В процессе эксплуатации белая машина была покрашена (без разбора и снятия молдингов) в черный цвет. После отъезда дипломата машина была продана и попала на Мосфильм, где и осела в одном из ангаров, использовавшись в съемках 1-2 фильмов и 1 клипа за все время с конца 60-х по май 2006 года. В Мае 2006 года Плимут и еще несколько старых машин было решено списать и порезать в лом. Путем неслыханных по своей оперативности и сложности ;) переговорам с руководством Мосфильма машина была спасена из под ножа (отдельное спасибо Ковбою, Завхозу, ТИЗу и другим представителям конференции авто-ретро.авто.ру, а так-же Первому заместителю Ген. директора Мосфильм - Рясову Владимиру Петровичу за понимание...) и быстро куплена Максом Энтером при содействии Костикса. Далее машина попала к известному в узких кругах "коллекционеру" американских авто - Андрею (с сожалением должен заметить, что лучше ей от этого пока не становится). Необходимость продажи была обусловлена сложностью возможной реставрации и возможным приобретением Максом Энтером Бьюика Электры 225 1959 года.
Так машина выглядела когда мы приехали за ней на Мосфильм:


"Так Плимут Бельведер 1959 года стоявший на стенде компании Крайслер выглядел в мае 2006 года на территории Мосфильма, когда я и Макс Энтер приехали его смотреть на предмет спасения"

2. Кадиллак ДеВиль:
Машина была куплена на выставке корреспондентом одной из американских газет в Москве. Корреспондент этот жил и работал в Москве довольно долго и долго пользовался этой машиной. Далее история немного покинула мою память, но толи после отъезда этого корреспондента из Москвы, толи после продажи некому частнику в Москве, машина некоторое время жила в одном из московских дворов медленно разлагаясь... и разложилась... в чермет.

3. Империал:
Якобы был куплен с выставки в посольство Японии для первого лица посольства. Проэксплуатировался в посольстве несколько лет, после чего был продан через УПДК частнику и исчез в неизвестном (кавказ) направлении.

4. Бьюик Электра 225 (кабриолет):
Есть слух что подобное авто с давних (советских времен) живет у кого-то в Азербайджане или Армении. Доподлинно известно что других Электр 59 года в Москве, по крайней мере изначально, не было. Так что вероятность того, что это именно та машина (если там вообще такое есть) велика.

5. Эдсел Корсэир (кабриолет):
Довольно неожиданно нашлась в сети такая вот "не лечь не встать" информация - http://rmauctions.com/CarDetails.cfm?SaleCode=CC06&CarID=r102# (обратите внимание на фото коробок в багажнике). Одно можно сказать точно - ни спот лайтов, ни континентал кита у выставочной машины не было. Впрочем это и приделать недолга. Также нет информации какого собственно цвета была машина с выставки.

Теперь самое время представить нашу фотоколлекцию в разбивке по производителям:

General Motors





"Шевроле Импала и стенд с Импалой в разрезе"



"Шевроле Корвет"





"Понтиак Боневилль"





"Олдсмобил Супер 88"





"Бьюик Электра 225 (такая-же как у Энтера, только белая)"





"Кадиллак ДеВиль"


Chrysler Corporation





"Плимут Бельведер"





"Додж"



"Де Сото"





"Крайслер"



"Империал"


Ford Motor Company



"Форд Гэлакси Клаб Виктори"





"Форд Тандерберд"





"Эдсел Корсэйр"



"Меркури Колони Парк"





"Линкольн континенталь марк IV"


American Motor Corporation



"АМС Рамблер"

Вернемся к тому, с чего я начал повествование - к проспектам. Увы время не пощадило их - крайслеровский изрядно потрепан, а качество джиэмосквого репринта с его полупрозрачной туалетной бумагой вообще ни в... "красную армию", к тому же на странице с бьюиком есть досадная полиграфическая ошибка. Лучше всего сохранился фордовский проспект - оно и не удивительно - семейная реликвия хранилась в нормальных условиях, и дожила в лучшем виде до написания этой статьи.

General Motors























Оригинальный проспект Дженерал Моторз можно найти здесь - http://zhirafov.narod.ru/avto/oglavlenie.htm (картинки с оригинала - качественнее, но нет текстовых частей).


Chrysler Corporation



























В лучшем качестве проспект Корпорации крайслер можно найти на сайте любителей Империалов - http://www.imperialclub.com/Yr/1959/59Russian/index.htm.


Ford Motor Company




















Из того, что удалось увидеть на снимках неизвестного фотографа еще - грузовые машины, сельхозтехника, моторные лодки, туристическая палатка...


"Грузовик Форд ф-600"


"Маленький грузовичок Джип (Кайзер) - Явно один из "духовных отцов" нашего УАЗа головастика"


"Трактор (форд ?)"





"Моторные лодки"


"Туристическая палатка и стильная бойскаутская фляга ;). Сзади стоит Меркури Колони Парк (см. его фото выше)"

...Кроме того есть две 4 довольно любопытные фото. На первых двух грузовик Форд на дип. номерах - привез оборудование для выставки (это еще строительство выставки). На вторых двух - "гость выставки" - машина с номерами журналистского корпуса. Причем нельзя не отметить что во время этой выставки (июль 59 года) уже явно должна была вот-вот начаться смена моделей на модели 60-го модельного года, т.е. все машины представленные на выставке были претендентами на отставку, и уже почти год как были в продаже. Машина журналиста - почти такой же Меркури Колони Парк, как и тот, что представлен в экспозиции выставки.


"Посольский грузовичок Форд с оборудованием выставки и рабочими"


"Машина журналиста (прессы)"

Возможно, в дальнейшем появятся новые старые фото. Может что-то станет известно про другие машины выставки - как знать, как знать...




Вместо P.S.

Никак я не мог обойти в этой статье одного немаловажного, хотя и совсем уже неавтомобильного факта - статья была бы не полной. Дело в том, что Американская Национальная Выставка состоялась в рамках довольно большой программы культурного обмена между СССР и США, шедшей в 1959 году. Естественно были ответные реверансы. В том числе Выставка достижений науки, техники и культуры СССР в Нью-Йорке 1959 года. Советский Союз похвастать достижениями автопрома не мог, и хвастал в основном достижениями в средней и тяжелой промышленности - реактором, атомным ледоколом "Ленин", спутником, а также достижениями в социальной сфере - бесплатным образованием и медициной. Автомобили на выставке конечно были, но как гласит легенда, в подтверждение которой пока не одной фотографии не нашлось, там было представлено всего 3 модели - ЗиЛ-111, ГАЗ-13 "Чайка" и ГАЗ-21 "Волга". Для нашей страны они были новинками - с момента появления каждой модели прошло только 1-2 года, а американцы наверно умилялись изощренными копиями Паккарда Патрициана 56-го года и Форда Мейнлайна 54-го.



Видео, mpeg4, 4.9Mb
"Открытие выставки 1-м заместителем Председателя Совета Министров СССР, Секретарем ЦК КПСС Фролом Козловым и 34-м Президентом США Дуайтом Эйзенхауэром"



"Марки с символикой выставки"

Вот такой проспект был у советской экспозиции (на первом развороте фото - пробег по Крыму экспериментальных "Чаек").

























Хозяйке на заметку:

О похождениях Никсона можно почитать подробнее здесь:
http://dosfan.lib.uic.edu/erc/frus/frus58-60x1/index.html
http://dosfan.lib.uic.edu/erc/frus/frus58-60x1/10soviet4.html

..., а посмотреть вот здесь:
http://www.archive.org/details/1959-07-23_Nixons_Moscow_Mission
http://www.archive.org/details/1959-07-27_Nixon_In_USSR
http://www.archive.org/details/1959-07-30_Nixon_In_USSR
http://www.archive.org/details/1959-08-06_Nixons_Triumphal_Return

..., а вот например Хрущев и Никсон на параллельно идущей международной торговой выставке на стенде компании IBM -
http://www-03.ibm.com/ibm/history/exhibits/vintage/vintage_4506VV2258.html

dent2410