Посвящается героическому Максу Энтеру,
в честь покупки Бьюика Электры 225 кабрио.
Американская Национальная Выставка, Москва, 1959.
American National Exhibition in Moscow, 1959.
Для меня, история этой выставки началась с листанной перелистанной в детстве брошюры компании Ford которая до бесконечности знакомила меня, лет с шести наверно, со своей "замечательной семьей фордовских автмобилей (так в оригинале) выпуска 1959 года". Какое-то время эта holly bible не покидала моего журнального столика, четко отложив в памяти образ американского автомобиля тех лет. Тогда я был еще юн, ничего не знал и не понимал в автомобилях, а живых аналогов не видел вообще ни разу. Время от времени, в дополнение к бумажной семейной реликвии, я слышал рассказ матери или деда о первом стакане пепси-колы (или кока-колы) и куче народа с выпученными глазами ходившего по выставке в Сокольниках, как по кемпингу инопланетян. Годы шли и как-то раз на одном книжном развале я увидел то, что так давно искал, сам о том не подозревая - проспект "Автомобили компании Крайслер выпуска 1959 года - Это модели завтрашнего дня". Проспект был немедленно куплен, и тема вновь ожила для меня. Потом был найден репринтный проспект GM выпущенный к сорокалетию выставки в 1999 году, и я посчитал, что худо-бедно задача минимум выполнена (хотя и сегодня не откажусь от оригинала GM по разумным деньгам - мое мыло dent2410@yandex.ru). Дальше больше - я стал интересоваться старыми и редкими машинами, и постепенно пришел к целенаправленному увлечению старыми американскими автомобилями...
Тут самое время начать углубляться в автомобильную тему, но давайте сделаем лирическое отступление и поговорим о самой выставке. Когда-то давно я вообще думал, что выставка эта была автомобильной, и хотя знал что это не так - не придавал этому большого значения. Потом до меня стал доходить смысл названия - Американская Национальная...
Американская Национальная Выставка открылась в Москве, в Сокольниках, 25 июля 1959 года. Событие это, надо сказать прямо, имело большое значение в жизни нашей страны, да и в отношениях СССР окружающим миром (США в первую очередь). Экспозиция авто-производителей США на этой выставке была всего лишь одной из граней того, американского образа жизни, который нам хотели показать и показали на свою голову американцы. Не погрешу против истины, если скажу, что Международный Фестиваль Молодежи и Студентов 1957 года и эта самая выставка стали первыми вехами на пути морального разложения строителей коммунизма. Но... в те годы Никита Сергеевич еще дружил с США и собирался построить коммунизм, президентом тогда был республиканец, герой войны - Дуайт Эйзенхауэр ("по прозвищу" - Ike), до Карибского кризиса было далеко, а революция на Кубе только разгоралась. Выставку, с далеким прицелом, начали организовывать еще в начале 59 года. Организаторами выступили такие организации как Информационное агентство США (USIA), Департамент торговли США, Государственный комитет СССР по культурным связям с зарубежными странами, МИД СССР. Открывать выставку прилетел Вице-президент - республиканец Ричард Милхаус Никсон, ставший впоследствии 37 президентом США, а в 59 году - конкурент будущего 35 президента США - Джона Фицджеральда Кеннеди на выборах 1960 года. Никсон в те годы вообще много занимался внешней политикой и очень активно катался по разным странам (всего до выборов 1960 года посетил порядка 60 стран) набирая баллы к предстоящим выборам, на который он был выдвинут кандидатом от республиканцев. Естественно такой козырь как открытие выставки США в СССР, и возможность общения с Хрущевым была как нельзя кстати Никсону.
Никсон прилетел во Внуково 23 июля 1959 года, и 24 июля посетил выставку вместе с Хрущевым перед ее открытием.
Видео, mpeg4, 6.6Mb
"Открытие выставки Вице-президентом США Ричардом Милхаусом Никсоном и Первым секретарем ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущевым, 24 июля 1959 года"
На выставке произошло такое известное историческое событие, как "кухонные дебаты" Никсона и Хрущева на стенде General Electric (современная кухня), касавшиеся преимуществ советского и американского образов жизни и их материального выражения. В рамках выставки была представлена экспозиция современного искусства США, прошла премьера фильма "Взгляд на США" Чарльза Изма и Рей Изм ("Glimpses of the U.S.A." Charles and Ray Eames's).
"Кухонные дебаты" Никсона и Хрущева (справа от Никсона - Брежнев, между Никсоном и Хрущевым - Микоян). Стенд фирмы General Electric, 24 июля 1959 года"
"Экспозиция современного искусства США в рамках Американской Национальной Выставки"
"Премьера фильма "Взгляд на США" Чарльза и Рэй Измов"
Однако вернемся к автомобилям. Одним из результатов моего увлечения старыми американскими машинами стало знакомство с известным в определенных кругах фотографом - Александром Новиковым. Оставим моральные качества Новикова вне нашей статьи. Главное - у него мне удалось купить подборку фотографий сделанных неизвестным мне фотографом (Новиков не упомянул, кто это был) на Американской Национальной Выставке. Подборка преимущественно была посвящена автомобилям, но также включала и фотографии других экспозиций выставки.
Скажу прямо - я давно, и не раз слышал, что основная часть экспонатов выставки, по ее окончанию, обратно в США не увозилась, и осела на нашей родине. Естественно меня "не отпускал" вопрос - какие машины остались здесь и куда они в конечном итоге делись...
Увы результаты моих поверхностных поисков невелики. Перечислим их по порядку убывания точности информации:
1. Плимут Бельведер:
Машина была куплена с выставки служащим посольства США в Москве и эксплуатировалась им до конца 60х. В процессе эксплуатации белая машина была покрашена (без разбора и снятия молдингов) в черный цвет. После отъезда дипломата машина была продана и попала на Мосфильм, где и осела в одном из ангаров, использовавшись в съемках 1-2 фильмов и 1 клипа за все время с конца 60-х по май 2006 года. В Мае 2006 года Плимут и еще несколько старых машин было решено списать и порезать в лом. Путем неслыханных по своей оперативности и сложности ;) переговорам с руководством Мосфильма машина была спасена из под ножа (отдельное спасибо Ковбою, Завхозу, ТИЗу и другим представителям конференции авто-ретро.авто.ру, а так-же Первому заместителю Ген. директора Мосфильм - Рясову Владимиру Петровичу за понимание...) и быстро куплена Максом Энтером при содействии Костикса. Далее машина попала к известному в узких кругах "коллекционеру" американских авто - Андрею (с сожалением должен заметить, что лучше ей от этого пока не становится). Необходимость продажи была обусловлена сложностью возможной реставрации и возможным приобретением Максом Энтером Бьюика Электры 225 1959 года.
Так машина выглядела когда мы приехали за ней на Мосфильм:
"Так Плимут Бельведер 1959 года стоявший на стенде компании Крайслер выглядел в мае 2006 года на территории Мосфильма, когда я и Макс Энтер приехали его смотреть на предмет спасения"
2. Кадиллак ДеВиль:
Машина была куплена на выставке корреспондентом одной из американских газет в Москве. Корреспондент этот жил и работал в Москве довольно долго и долго пользовался этой машиной. Далее история немного покинула мою память, но толи после отъезда этого корреспондента из Москвы, толи после продажи некому частнику в Москве, машина некоторое время жила в одном из московских дворов медленно разлагаясь... и разложилась... в чермет.
3. Империал:
Якобы был куплен с выставки в посольство Японии для первого лица посольства. Проэксплуатировался в посольстве несколько лет, после чего был продан через УПДК частнику и исчез в неизвестном (кавказ) направлении.
4. Бьюик Электра 225 (кабриолет):
Есть слух что подобное авто с давних (советских времен) живет у кого-то в Азербайджане или Армении. Доподлинно известно что других Электр 59 года в Москве, по крайней мере изначально, не было. Так что вероятность того, что это именно та машина (если там вообще такое есть) велика.
5. Эдсел Корсэир (кабриолет):
Довольно неожиданно нашлась в сети такая вот "не лечь не встать" информация - http://rmauctions.com/CarDetails.cfm?SaleCode=CC06&CarID=r102# (обратите внимание на фото коробок в багажнике). Одно можно сказать точно - ни спот лайтов, ни континентал кита у выставочной машины не было. Впрочем это и приделать недолга. Также нет информации какого собственно цвета была машина с выставки.
Теперь самое время представить нашу фотоколлекцию в разбивке по производителям:
General Motors
"Шевроле Импала и стенд с Импалой в разрезе"
"Бьюик Электра 225 (такая-же как у Энтера, только белая)"
Chrysler Corporation
Ford Motor Company
"Линкольн континенталь марк IV"
American Motor Corporation
Вернемся к тому, с чего я начал повествование - к проспектам. Увы время не пощадило их - крайслеровский изрядно потрепан, а качество джиэмосквого репринта с его полупрозрачной туалетной бумагой вообще ни в... "красную армию", к тому же на странице с бьюиком есть досадная полиграфическая ошибка. Лучше всего сохранился фордовский проспект - оно и не удивительно - семейная реликвия хранилась в нормальных условиях, и дожила в лучшем виде до написания этой статьи.
General Motors
Оригинальный проспект Дженерал Моторз можно найти здесь - http://zhirafov.narod.ru/avto/oglavlenie.htm (картинки с оригинала - качественнее, но нет текстовых частей).
Chrysler Corporation
В лучшем качестве проспект Корпорации крайслер можно найти на сайте любителей Империалов - http://www.imperialclub.com/Yr/1959/59Russian/index.htm.
Ford Motor Company
Из того, что удалось увидеть на снимках неизвестного фотографа еще - грузовые машины, сельхозтехника, моторные лодки, туристическая палатка...
"Маленький грузовичок Джип (Кайзер) - Явно один из "духовных отцов" нашего УАЗа головастика"
"Туристическая палатка и стильная бойскаутская фляга ;). Сзади стоит Меркури Колони Парк (см. его фото выше)"
...Кроме того есть две 4 довольно любопытные фото. На первых двух грузовик Форд на дип. номерах - привез оборудование для выставки (это еще строительство выставки). На вторых двух - "гость выставки" - машина с номерами журналистского корпуса. Причем нельзя не отметить что во время этой выставки (июль 59 года) уже явно должна была вот-вот начаться смена моделей на модели 60-го модельного года, т.е. все машины представленные на выставке были претендентами на отставку, и уже почти год как были в продаже. Машина журналиста - почти такой же Меркури Колони Парк, как и тот, что представлен в экспозиции выставки.
"Посольский грузовичок Форд с оборудованием выставки и рабочими"
Возможно, в дальнейшем появятся новые старые фото. Может что-то станет известно про другие машины выставки - как знать, как знать...
Вместо P.S.
Никак я не мог обойти в этой статье одного немаловажного, хотя и совсем уже неавтомобильного факта - статья была бы не полной. Дело в том, что Американская Национальная Выставка состоялась в рамках довольно большой программы культурного обмена между СССР и США, шедшей в 1959 году. Естественно были ответные реверансы. В том числе Выставка достижений науки, техники и культуры СССР в Нью-Йорке 1959 года. Советский Союз похвастать достижениями автопрома не мог, и хвастал в основном достижениями в средней и тяжелой промышленности - реактором, атомным ледоколом "Ленин", спутником, а также достижениями в социальной сфере - бесплатным образованием и медициной. Автомобили на выставке конечно были, но как гласит легенда, в подтверждение которой пока не одной фотографии не нашлось, там было представлено всего 3 модели - ЗиЛ-111, ГАЗ-13 "Чайка" и ГАЗ-21 "Волга". Для нашей страны они были новинками - с момента появления каждой модели прошло только 1-2 года, а американцы наверно умилялись изощренными копиями Паккарда Патрициана 56-го года и Форда Мейнлайна 54-го.
Видео, mpeg4, 4.9Mb
"Открытие выставки 1-м заместителем Председателя Совета Министров СССР, Секретарем ЦК КПСС Фролом Козловым и 34-м Президентом США Дуайтом Эйзенхауэром"
Вот такой проспект был у советской экспозиции (на первом развороте фото - пробег по Крыму экспериментальных "Чаек").
Хозяйке на заметку:
О похождениях Никсона можно почитать подробнее здесь:
http://dosfan.lib.uic.edu/erc/frus/frus58-60x1/index.html
http://dosfan.lib.uic.edu/erc/frus/frus58-60x1/10soviet4.html
..., а посмотреть вот здесь:
http://www.archive.org/details/1959-07-23_Nixons_Moscow_Mission
http://www.archive.org/details/1959-07-27_Nixon_In_USSR
http://www.archive.org/details/1959-07-30_Nixon_In_USSR
http://www.archive.org/details/1959-08-06_Nixons_Triumphal_Return
..., а вот например Хрущев и Никсон на параллельно идущей международной торговой выставке на стенде компании IBM -
http://www-03.ibm.com/ibm/history/exhibits/vintage/vintage_4506VV2258.html
dent2410