Рулевая рейка. Сага.

Меви, Додж Неон Спорт, 1995

Началось с того, что под лягушечкой (Додж Неон Спорт) стало появляться жирное пятно, которое с каждым днем становилось все больше и больше. Так продолжалось до тех пор, пока однажды утром машина не захотела выруливать с места стоянки, руль стал неповоротливым и тяжелым. Несмотря на это, я (сдуру) все же доехала до работы в противоположный конец города (аттракцион не повторять! опасно!) а там догадалась отвернуть крышечку бачка и… о ужас! Жидкости не обнаружила, хотя следы на щупе указывали на то, что когда-то она там была. Что делать? В конфу! Спросила. Ответили: машину нужно на эвакуаторе везти в сервис. Я не сторонник таких экстренных мер, и со свойственным мне здоровым пофигизмом, отправилась в сервис на лягушечке, предварительно залив в бачок специальной жидкости, которой купила в магазине сервиса «Джип» огромное количество. Руль, после залива стал крутиться нормально, что прибавило энтузиазма (после залива жидкости не спешите завинчивать крышку бачка, заведите машину и дайте поработать несколько минут с открытой крышкой, чтобы выгнать попавший воздух). Однако в сервисе мне однозначно сказали, что нужно менять рулевую рейку. Цена вопроса примерно 1,100 уев, с работой. Несколько дней ездила, заливая примерно каждые два-три часа по бутылочке жидкости, что было неудобно, да и дороговато. Платить за новую рейку не хотелось… О чем и сообщила соконфуциям. Далее привожу дебаты…

Я ( aka Mevi) Жалко отдавать столько убитых животных за железяку, у которой и название-то какое-то примитивное: «рейка»!!!

Жека На тебе непримитивное Power Gear, Rack and Pinion!

IKS-Neon В районе ул. Свободы есть два сервиса, которые профессионально занимаются ремонтом и восстановлением рулевых реек. Прошлым летом полная переборка стоила 300–350$, включая детали. Еще, если хошь, поговорю со своими гаражными мастерами — мне обещали за 200$ перебрать, но разговор остался неокончен. Второй вариант — купить и поставить. Рейки стоят приблизительно: 150–200$ — б.у., 300–350$ — неоригинал, 450–500$ — оригинал, плюс поставить (не более 100$), плюс сход-развал за 700 руб.

Пилот Ремонт рулевой рейки дело не всегда благодарное, бывают задиры на внутренней поверхности рейки и тогда надо протачивать и ставить ремонтные втулки, но если вовремя поставить рем комплект, то мож и повезет. В таких делах самый точный диагноз при вскрытии.

IKS-Neon WWW-адреса ремонтников рулеек www.profinet.ru/abs/doc/02_01_rul.shtml — описание процесса www.akpp.ru — ремонтники. И еще: abs.msk.ru/abs/doc/10_01_repair.shtml, www.isi.ru/avto/air-master, www.moscab.ru/tchcntr/main.htm и многие другие.

Семеныч Нехорошо спорить с профессионалами! А ещё более нехорошо морочить девушке голову. Хорошая такая девушка, явно гуманитарий, легко пишет, но в технике несведуща, что, однако, не есть недостаток. Надо относиться бережно, а вы — лапшу! Приведённые вами ссылки свидетельствуют о хорошем пользовании русским сектором интернета. В одной ссылке корреспондент долго и упорно рассказывает про валы и червяки, и в конце фотография молодого человека, с умным видом прикладывающего микрометр. На другой ссылке фотография автосервиса, в которой нет ничего кроме пары подъемников и инструментальных передвижек. Откуда доверие должно взяться — неясно. Я не даром помянул валы и червяки. Дело в том, что течи из рейки возникают в большинстве случаев изза износа зеркала основного циллиндра и манжет. Причем замена только манжет не приводит к успеху. Требуется обработка внутренного зеркала, которое тоже имеет износ. Если износ велик, то профессионально восстановленные рейки часто внутри фрезеруются, и внутрь запрессовывается стальной стакан, по которому потом и ходят манжеты. Вот в этом весь гвоздь. Только так и можно давать lifetime warranty, что дают на восстановленные рейки в Напе, Автозоне и других муруканских лавках. Иначе — в трубу. Я всё читал и ждал хоть намёка на это обстоятельство — ничего. Отсюда можно уверенно сделать заключение, что все эти конторы ограничиваются мромывкой и заменой внутренних манжет — и вперёд. В таком варианте, как правильно отметил Жека, триста баксов будут на асфальте через весьма короткий период. Увы. И знаешь-ли ты сколько ходит восстановленная подобным образом и подобными сервисами рейка? Около 15–20 т.к., т.е. месяцев 8 при нормальной частой езде. А дальше все возвращается на круги своя. И 300–350 долларов идут в помойку, вернее на асфальт, куда будет опять вытекать вся жикость. И так, для справки — рейка на ее машину (with Firm feel power steering — ведь Неон-то Спорт) в штатах стоит 570 долларов. Весит она кг 18, умножай на 6 и получай 108 (110 округляя) долларов, прибавляй 570 и получай 680 долларов. И 450–500 — нереальная цена. Это цена восстановленной, правда, в Штатах, рейки БЕЗ доставки. Так что думайте, стоит ли доверять переборку весьма прецензионного механизма, мягко говоря, неспециалистам.

IKS-Neon Не буду… Но я не верю в то, что рейки перебирают плохо в специализированных на рейках (ничего кроме реек!) сервисах, которых всего два в Москве. Я у них сам был и видел производственные условия, хотя рейку перебирать не пришлось. Коробки-автоматы, движки — тоже штуки сложные, их же перебирают, — чем рейка хуже? И в гаражах мастера (это разборка Jeep) достаточно компетентные — если говорят, сделают, значит сделают. Там мои хорошие друзья работают — мне бы врать не стали.

Я ( aka Mevi) Господа! Начат эксперимент по восстановлению рулевой рейки! Жаба победила! Приехала я тут в Москву с полной решимостью поставить новую рулейку, но сначала заехала в ЦСК туфельки купить, а та-а-м… их столько! И такие цены! Пересчитала рулейку на туфельки, или минус туфельки на рулейку…и поехала в Москэб ремонтироваться с таким чувством, как исследователи, которые прививали себе разные болезни во имя науки (т.е. все это я сделала не для себя, а для вас ; -)) Думаю: послужу людям заодно))) Но не надо считать, что я просто так отдала своего стального друга, я там блеснула выражениями типа «а как насчет износа зеркала основного цилиндра?!!» (слава Семенычу!). Мне ответили, что они не просто меняют сальники, а восстанавливают все, путем наращивания… этого, блин… ну не важно, короче, восстанавливают убитые рейки и дают год или 20,000 км гарантии. Так что следите за эфиром! может статься, что я сэкономлю вам кучу денег. А…! забыла главное, я наливала с недельку назад присадку-герметик ЕР, так вот! Жидкость перестала вытекать! Совсем! А выливалась вся за пару часов! Таким образом, полагаю, при небольшом износе можно смело пользоваться, по крайней мере, как предпродажной подготовкой.

pingvinov Мадам, мы в восхищении! Туфельки uber alles! Strawberry fields forever! Спасибо!

Я (aka Mevi) О! Bitte, immer bitte, mein Schatz!

Пылкий постинг господина Пингвинова навел меня на гениальную мысль, что вряд ли я дождусь дельных советов, кроме тех, что были даны ранее, а ездить-то нужно (езжу я быстро-много-далеко-всегда). Я не стала больше терять время, и полезла искать в Инете указанные Иксом мастерские. Нашла две статейки. Ну… с первого взгляда понятно, что статейки рекламные, заказные, но все же какую-то инфу почерпнуть для дилетанта было можно! Привожу только одну из них (автор Андрей Ломанов), так как они совершенно идентичны по содержанию, со своими примечаниями:

Легкий руль — дело тонкое Большинство автомастерских отказываются ремонтировать какие-либо навесные узлы автомобиля, предлагая заменить его новым. Мотивы понятны: возни намного меньше, значит, и пропускная способность сервиса, и его доходы выше. К тому же качество новой детали гарантирует производитель, а за свою работу и отвечать придется самому. Клиенту, естественно, приводят другие доводы: «Да вам ремонт обойдется дороже, чем покупка нового агрегата». Такой аргумент отчасти справедлив, если речь идет об отечественных машинах, но при ремонте иномарок их владельцам гораздо выгоднее диаметрально противоположный подход. Именно интересами клиентов руководствовались специалисты мастерских «ГидроМастер» и техцентр ОАО «Москэб», организовавшие участок по диагностике и ремонту рулевых механизмов как механических, так и с гидроусилителем. Ремонтирует и диагностирует рейки «ГидроМастер», «Москэб» только снимает-ставит и делает сход-развал. О его работе рассказывает ведущий специалист мастерской «ГидроМастер» Алексей Ещенко.

Чтобы сразу развеять миф о том, что ремонт узла всегда стоит дороже установки нового, приведу несколько цифр. Например, рулевая рейка с гидроусилителем на «Ягуар» выпуска середины 90-х годов стоит около 2,000 долл., а ее ремонт обойдется не дороже 250 долл. Новая рейка для такой распространенной у нас модели, как «Фольксваген Гольф», стоит примерно 900 долл., ее ремонт — 190 долл. Ну, это вранье, конечно, «Москэб» пытался меня нагрузить до семи тысяч руб. за свои нехитрые услуги, но я им пообещала сделать антирекламу в конфе, после чего цены стали такими: диагностика подвески — 280 руб, монтаж-демонтаж — 2400 руб, сход-развал — 700 руб. Ремонт же самой рейки в «Гидромастере» обошелся в 7245 руб. Итого: 10794 руб, около 350 баксов. Разумеется, многим владельцам «пожилых» иномарок новая рейка просто не по карману. Конечно, можно приобрести бывший в эксплуатации агрегат с какой-нибудь разбитой и разобранной на запчасти машины, но где гарантия, что он лучше вашего? Вы потеряете день на поиск рейки, день на ее замену, и… обнаружите, что все стуки и люфты остались. Если даже после установки рейки на машину она окажется более-менее исправной, не факт, что через некоторое время не обнаружатся дефекты. А поскольку от рулевого управления в полной мере зависит безопасность водителя и пассажиров, лучше не рисковать и не покупать кота в мешке. По каким причинам рулевые рейки выходят из строя? Во-первых, из-за наших климатических условий. Резкие перепады температур, высокая влажность и залитые солью дороги ускоряют процесс старения защитных элементов рулевой рейки — выходят из строя пыльники и сальники, гидроусилитель начинает течь. Грязь, которая летит в подкапотное пространство, естественно, попадает и под рваный пыльник. Особенно это свойственно старым автомобилям, у которых нет защиты двигателя. А во-вторых, из-за пренебрежения профилактикой — в нашей стране мало кто из автовладельцев регулярно заглядывает под капот своего автомобиля. А ведь достаточно поездить две-три недели на машине с рваным пыльником, и рейка приходит в негодность. Да что говорить, нам часто встречаются машины, на которых жидкость в гидроусилителе не меняли лет десять, хотя делать это надо в среднем раз в полтора года. Представляете, что творится в такой гидросистеме? Нередко рулевые рейки ломаются из-за неправильной эксплуатации автомобиля. Ведь гидроусилитель руля располагает к определенной манере езды. Колеса поворачиваются легко, и многие водители пытаются вращать руль, когда колеса уперты в бордюрный камень — нагрузка бешеная, и усилитель не справляется. А как определить, что вышел из строя именно гидроусилитель, а не другие агрегаты рулевого управления? Многие автовладельцы считают, что большинство стуков в рулевом механизме дает именно неисправная рейка. Это не так — порой стучит рулевая тяга или стойка, а звук отдается в рейке, поэтому, прежде чем ее демонтировать, надо обязательно провести полную диагностику подвески. В техцентре «Москэб» есть специальный вибростенд — люфт-детектор, и всем нашим клиентам мы предлагаем провести на нем диагностику подвески автомобиля. Кстати, если рейку демонтируют в ОАО «Москэбе», то после ремонта машину повторно проверят на люфт-детекторе, чтобы убедиться — неисправность ликвидирована. Советую убедиться лично, я этого не сделала, что плохо. Предположим, я не сомневаюсь, что диагноз, поставленный мастерами на станции, где я регулярно обслуживаю свой автомобиль, верен — вышла из строя именно рейка. Но починить ее они не могут. Я могу привезти вам демонтированный агрегат, и сколько времени уйдет на его ремонт? Безусловно, мы берем в работу и снятые с машины рейки. Ремонт занимает около двух дней. Когда клиент привозит нам рейку, мы просим подождать его 15–20 минут. При нем мы проводим предварительный осмотр и определяем, что надо менять. Ведь не факт, что придется заменить только один сальник или втулку — не исключено, что и другие детали тоже близки к выходу из строя. Разумеется, в таком случае их обязательно надо заменить — ведь малоприятно, когда у только что отремонтированного агрегата вскоре сломалось что-то еще. Кроме того, мы разбираем рейку при владельце еще и потому, что перед тем, как брать в ремонт агрегат, надо убедиться, что червячная пара исправна — это элементы, которые не подлежат ремонту. Не помню, чтобы мне предложили присутствовать, было предложено оставить машину и приехать за готовой, но это мои проблемы, вам же я рекомендую обязательно присутствовать не только при постановке диагноза после разборки рейки, но и после восстановления деталей, до окончательного сбора агрегата, цены-то разные! Насколько мне известно, в Москве крайне мало компаний оказывают услуги по ремонту рулевых реек? Это действительно так. Разумеется, есть несертифицированные гаражные мастерские, но ремонтируют агрегаты там «на коленке» и, естественно, никаких гарантий дать не могут. Компаний, которые занимаются профессиональным ремонтом, — единицы. Наши услуги сертифицированы, более того, у нас есть своя технология восстановления валов. Даже сильно изношенный, покрытый ржавчиной вал мы восстанавливаем до номинального размера. Разумеется, перед тем, как ремонтировать вал, мы проверяем его на биение. Сборку и разборку узла проводим только согласно методике, указанной в технической литературе. Кроме того, после ремонта рулевых реек с гидроусилителем мы проверяем результат на гидравлическом стенде по методике завода-изготовителя. Какие гарантии дает ваша мастерская? Срок гарантии зависит не только от общего технического состояния, но и от того, где установлен отремонтированный агрегат, ведь работоспособность этого механизма зависит еще и от правильной установки. Если в техцентре ОАО «Москэб» или в сервис-центрах, которые с нами сотрудничают, то гарантия — до одного года, если же рейку будут устанавливать в неизвестной нам мастерской, то 6 месяцев. Поздравляю вас, соврамши! Гарантия была выдана на полгода, несмотря на то, что все делали сами.

После прочтения статеек, я отправилась по адресу ул. Свободы, 35, предварительно договорившись о встрече по тел. 492–94–00 (факс 497–69–94), ведь оставался невыясненным вопрос насчет зеркала основного цилиндра, который совершенно справедливо волновал уважаемого Семеныча. Этот-то вопрос я и задала мастеру-реечнику, с которым беседовала по внутреннему телефону в «Москэбе». До этого момента мастер вяло объяснял бабе-дуре: ну ремонтируем мы, понимаете??? рейки, понимаете?? такая штучка это, для руля, понимаете??? После вопроса про зеркало, он дискантом прокукарекал «ЧТО????? СЕЙЧАС Я СПУЩУСЬ!!!». Похоже, ему очень захотелось взглянуть на женщину с таким высоким уровнем технической эрудиции (ну, мы то с вами знаем: читай конфу, за умную сойдешь). Так вот на этот вопрос, мастер ответил примерно так же, как написал Семеныч, только стальной стакан, который запрессовывается внутрь, обозвал стальным чулком (наверное, чтобы было понятнее мужчинам — стакан, женщинам — чулок) Так… вроде теоретически ремонт производится вполне квалифицированно, оставалось решить: новую или чинить?

    Аргументы за ремонт:
  • поставишь новую, она может сломаться — 1,100 баксов
  • на эту сумму, можно произвести эксперимент 3 раза, более того, если сломается до истечения срока гарантии — отремонтируют, продлят можно будет, если сломается после срока гарантии восстановленная рейка, на оставшиеся сэкономленные деньги купить на разборках по 150 баксов еще несколько
  • за время гарантийного срока можно продать авто
  • может статься, что повезет, и проблема будет решена за 350 бакинских!

    Аргументы против ремонта:
  • продавать машину я пока не собираюсь, поэтому если возникнут проблемы….они станут моими
  • если ремонт окажется некачественным, и рейка накроется после гарантийного срока, нужно будет тратить еще деньги и время
  • поставив новую, избавляешься от всех проблем, хотя… (см. п.1 в аргументах «за»)

Взвесив все «за» и «против», оставила машину для ремонта. Забрала через несколько дней, получив гарантию на шесть месяцев. Люфта и течи не было, но остался небольшой стук из-за того, что был сломан один зубчик, восстановить который, увы, нельзя. (?) После ремонта прошло три с половиной месяца, срок гарантии истек только наполовину, все это время я эксплуатировала бедную лягушонку «в хвост и в гриву», гоняла по плохим дорогам подмосковья, по проселкам, наездила таким макаром примерно 30,000 км! Пока все нормально.

Примечание про присадки Вопрос муссируется постоянно, не в пользу оных. Я же считаю, что если целая отрасль трудится над этим, исследует, проводит испытания, тратит деньги, не может это все быть просто «разводом на бабки лохов», на любой продукт должен быть постоянный спрос, иначе … Опять же, после применения мной присадки-герметика для ГУРов, течь действительно прошла, и какая течь!!! Есть еще опыт: когда-то я умудрилась проездить на Аудях, без масла в коробке (совсем) долгое время…(молчать гусары!), ну о последствиях я говорить не стану, собственно, то, что нет масла, выяснилось как раз потому, что начались эти самые последствия. После залива присадки (причем нашенской) исчезла течь из коробки, через некоторое время прошел гул, скорости переключались нормально. Когда я продавала эту машину, я даже забыла сказать об этой проблеме, ее не было. Вот так! Есть еще положительный опыт моих знакомых с присадками для движка. И говорить о том, что, исправляя один дефект, присадка наносит ущерб другим агрегатам, считаю дилетантством, никогда не поверю, что такими вопросами занимаются люди, которые ничего не понимают в устройстве автомобилей. Наверное, нужно опасаться подделок и пользоваться присадками всемирно известных, зарекомендовавших себя на этом рынке фирм. Мое скромное…

Все совпадения прошу считать не случайными.

В процессе написания пострадало одно животное — громадный рыжий кот породы Майнкун, норовивший внести свои коррективы, прохаживаясь по клаве бука, поэтому все технические неточности прошу относить на его счет. Фото рейки, бука, клавы и кота не прилагаются.

Безаппеляционнасть тона продиктована скверным характером.

15.08.2002