Перейти к содержанию

Летающая "Волга". ГАЗ-16.


Recommended Posts

"Оказывается, идея летающей «Волги» появилась задолго до фильма «Чёрная молния». Речь о ГАЗ-16 – одной из самых фантастичных разработок советских инженеров.

Разработка очередного экспериментального автомобиля повышенной проходимости с аэродинамической разгрузкой началась в 1960 году на Горьковском автомобильном заводе под руководством ведущего конструктора А.А. Смолина. К проекту были привлечены и группы сотрудников из НАМИ и авиационного завода имени Орджоникидзе. Новый автомобиль должен был сочетать положительные качества автомобиля и судна на воздушной подушке. То есть, быть экономичным и проходимым.

1_4.jpg

 

Для движения по асфальтированной дороге в ГАЗ-16 использовалось обычное шасси с независимой передней подвеской, аналогичное тому, что применялось на ГАЗ-21. Под капотом был установлен восьмицилиндровый V-образный двигатель от ГАЗ-13 «Чайка» объёмом 5,5 литра и мощностью 195 лошадиных сил. На ровной дороге автомобиль развивал скорость до 170 километров в час. На бездорожье шасси убиралось гидравлическим приводом, и автомобиль приводился в движение воздушной подушкой с двумя нагнетателями, паря на высоте около пятнадцати сантиметров над землёй. С помощью подушки ГАЗ-16 мог преодолевать даже водные преграды, хотя и создавал при этом плотную завесу из водяного тумана.

 

2_3.jpg

 

Первый вариант автомобиля был построен без использования воздушных винтов. Водитель управлял потоками воздуха из основных вентиляторов с помощью специальных жалюзи. Однако, тесты показали несостоятельность такого решения: при отводе воздуха от нагнетающих вентиляторов автомобиль заметно «проседал», а максимальная скорость едва превышала 40 километров в час.

Вторая и более известная модификация летающей «Волги» - ГАЗ-16А была существенно модифицирована по сравнению с предшественником. Автомобиль получил два вспомогательных маршевых двигателя мотоциклетного типа мощностью 28 лошадиных сил каждый. С помощью карданной передачи они вращали два трёхлопастных винта, которые были вынесены в хвостовую часть. Такая конструкция предполагала возможность движения задним ходом а воздушные рули на кожухах вентиляторов обеспечивали отличную управляемость автомобиля.

4_1.jpg

 

Позднее ГАЗ-16 получил новые апгрейды, так в конструкторских цехах родился ГАЗ-16Б. Главным его отличием от предыдущей модели было использование газотурбинного двигателя ГТД-350 для привода нагнетающих вентиляторов и маршевых винтов. Мощность этого силового агрегата достигала 394 лошадиных сил. В то время ГТД-350 был самым малогабаритным и лёгким двигателем такого типа (его сухой вес составлял 130,5 килограмма) и вместе с этим был в состоянии обеспечить все энергетические потребности летающей «Волги»; поэтому технико-экономические показатели ГАЗ-16Б были заметно выше, чем у предшественников.

 

5_1.jpg

 

Несмотря на то, что разработку можно было считать успешно-состоявшейся, своего места в реальной жизни ГАЗ-16 так и не нашёл, и со временем работа над проектом была остановлена. Было озвучено немало причин, почему у ГАЗ-16 нет будущего: машина была сложна по конструкции, громоздка, неэкономична, имела невысокую грузоподъёмность и очень ограниченную область применения. Основной недостаток, с технической точки зрения, состоял в нерациональном использовании мощности двигателя для создания воздушной подушки под днищем аппарата – именно поэтому впоследствии на машинах с воздушными подушками стали применяться гибкие ограждения по периметру  всего судна. Так, проект летающей «Волги» ушёл в историю, и до наших дней, к сожалению, не уцелело ни одного экземпляра. Но фрагмент одного из прототипов ГАЗ-16 и по сей день хранится в музее ГАЗ.

 

6_1.jpg

 

Ссылка на комментарий
Share on other sites

Экономичный мотор от Чайки объемом 5.5 литра....  :9:

А так, да - прям звездные войны.... :11:  

 

P.S> в музее не фрагмент прототипа, а тарелка из Розуэлла, наши у пендосов на тормозуху выменяли...

Изменено пользователем Макарыч (смотреть историю редактирования)
Ссылка на комментарий
Share on other sites

  • 3 weeks later...

Красивая штуковина. Я бы купил за косарь для интерьера.

Ага, шитметал, риветы... Эдакое прото-космическое из 30х )

Ссылка на комментарий
Share on other sites

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Reply to this topic...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...