Перейти к содержанию

Самодельный рулевой демпфер: эксперимент невиданной жадности


Recommended Posts

Желание иметь рулевой демпфер на Б2, "как у всех пацанов" возникло у меня давно. Однажды, у всем знакомого и уважаемого Армена (Аммиака) я его даже чуть не купил, но амфибия, уже помучанная стоимостью заказа деталей ходовки, не подписала новые расходы. С учётом доставки на тот момент сумма приближалась к 400 долларам и жадность победила.

 

И вот, я все же решился на эксперимент. Посмотрел картинки из США, почитал темы на Уазбуке. Я решил что рулевой демпфер у меня обязательно должен быть самодельным, колхозным, легко  монтируемым и эффективным. Вот и посмотрим пару недель что из этого выйдет.

Основа демпфера - автомобильный амортизатор. Главное требование к нему - примерно одинаковая работа на сжатие и на отбой. ТО есть в обе стороны усилие должно быть примерно одинаковым. Поскольку у нас здесь эксперимент, то я пошел самым дешевым, а точнее бесплатным, путем. Был использован б\у задний амортизатор от ВАЗ-2106 (в магазине новый 490 руб) с креплением в виде 2 "ушек" и слегка подкрашен имевшейся в наличии синей краской "хамерит". Крепление кольцами-ушками показалось мне предпочтительными с точки зрения удобства - можно использовать родной болт для амортизатора.

 

Чтобы амортизатор эффективно и более менее долго работал, его ось должна как можно меньше отклоняться от параллели с рулевой тягой, к которой крепится один конец амортизатора. Второй конец амортизатора оказалось очень удобно прикрепить к тяге стабилизатора. Они параллельны рулевым и довольно толстые. Да и картинки из каких-то американских пособий указывают такой способ как характерный почти для всех фордиков и джипов 70-х и 80-х. Ну а раз форду и крайслеру можно, то и мне сгодится. 

 

С сетапом определились, осталось придумать как крепить. И тоже ничего нового. На картинках вся красота крепится к тягам хомутами и опорными площадками. Ближайшие и наиболее очевидные хомуты на резьбе я нашел в магазине крепежных материалов. Там они называются "зажимы для строп металлические". Я замерил диаметр тяг и пошел в магазин подбирать то, что подойдет. Нашел за 300 рублей в сумме, с гроверами и шайбами-прокладками. Взял 4 штуки, хотя пригодились всего 3. Примерно вот таких:

 

wrc_2.png

 

Далее мой путь лежал в цех металлопроката, где мне гильотиной нарезали пластины под крепеж и сверлильным станком проделали отверстия в них. Я использовал металл толщиной 4мм, хотя, по-моему, достаточно будет и 3мм. В сумме обошлось в 200 рублей с материалом. Оставалось только все это собрать и поставить на автомобиль. 

 

Поскольку крепление крайне примитивное, то и регулировка положения (чтобы амортизатор не мешал поворотам колеса) заняла минут двадцать. Сейчас все это выглядит примерно так:

 

17072013624.jpg

 

 

17072013623.jpg

 

17072013621.jpg

 

Проехал я всем этом еще меньше 100 км и говорить о надежности и долговечности конструкции пока рано. Но первые впечатления уже есть. 

Автомобиль стал несколько более "трамвайным". То есть по прямой он сейчас идёт более стойко, требуя меньше корректирующих движений рулем. Машина стала ощутимо боле спокойной на дороге, уменьшилась "дерганость" рулевого управления. Если вы знаете что такое короткий высокий и узкий внедорожничек на нештатных колесах, то вы поймете о чем я говорю. 

Пока что у меня есть ощущение, что 600 рублей и два часа работы вложены не зря. Дальше посмотрим.

В принципе я, если кому понадобится, могу и чертеж сюда залить. Хотя он простой как... как прямоугольник с дырками :)

 

UPD: ход амортизатора, кстати, оказался даже избыточным для моих целей. Ни в одном положении колес амортизатор не сжимается или растягивается до края. 

Изменено пользователем Котозверь (смотреть историю редактирования)
Ссылка на комментарий
Share on other sites

Если при ходах подвески жопа аморта будет выше оси штока - он будет хватать воздух и терять на некоторое время эффективность. Надо было сразу брать газовый. Он работает в любом положении.

Минус любого демпфера из аморта - рулевое становится более жестким. Хотя, конечно, свои функции эта приблуда выполняет. Да и фирменные демпферы кстати мягкостью не отличаются.

 

Самый грамотный самодельный демпфер я видел на какой то спортивной джип-телеге. Там ход штока очень мягкий в обе стороны, но до определенной скорости работы этого штока. То есть руль крутить он не мешает. А вот стоит попытаться этот шток резко вдавить или вытянуть, то внутри срабатывают клапана и упор резко возрастает. Как раз то, что надо. Рулем крути без напряга, а если под колесо коряга попадается - руль в обратку по пальцам не лупит.

Ссылка на комментарий
Share on other sites

Самый грамотный самодельный демпфер я видел на какой то спортивной джип-телеге. Там ход штока очень мягкий в обе стороны, но до определенной скорости работы этого штока. То есть руль крутить он не мешает. А вот стоит попытаться этот шток резко вдавить или вытянуть, то внутри срабатывают клапана и упор резко возрастает. Как раз то, что надо. Рулем крути без напряга, а если под колесо коряга попадается - руль в обратку по пальцам не лупит.

Ждем тему с дверным доводчиком... :)

Ссылка на комментарий
Share on other sites

Ну, здесь я не претендовал на что-то такое высоко-технологическое и красивое. Это просто эксперимент: "делаем устройство за 7 копеек и смотрим что выйдет". Например понятно, что амортизатор работает не в штатном режиме и что это устройство уступает заводскому. Тут вопрос настолько же уступает в функции как уступает в цене?
А тот же доводчик двери потребует уже гораздо более серьезных чертежей и работы станочного парка. Это можно сделать, но за рамки "сделай сам в гараже" это уже явно вылазит.

Ссылка на комментарий
Share on other sites

Так вот же... проблема вообще в том, что все эти амортизаторы подвески не будут работать горизонтально, насколько я знаю. Ни масляные, ни газо–масляные. У демпферов рулевой системы несколько иной конструктив.

Ссылка на комментарий
Share on other sites

Так вот же... проблема вообще в том, что все эти амортизаторы подвески не будут работать горизонтально, насколько я знаю. Ни масляные, ни газо–масляные. У демпферов рулевой системы несколько иной конструктив.

Совершенно верно. Эта конструкция долго не проживет.  Рулевой демпфер и амортизатор подвески - это не одно и то же. 

Ссылка на комментарий
Share on other sites

Однако сейчас все пока работает нормально. Работает и на сжатие и на растяжение, не течет, не закусывает. Посмотрим что будет дальше. Стоимость эксперимента близка к нулю, так что я в любом случае рыдать не стану. 

Ссылка на комментарий
Share on other sites

Однако сейчас все пока работает нормально. Работает и на сжатие и на растяжение, не течет, не закусывает. Посмотрим что будет дальше. Стоимость эксперимента близка к нулю, так что я в любом случае рыдать не стану. 

Да это все понятно. Просто эта тема уже не нова. И все, кто вникал поглубже, в основном, от этой идеи отказались в силу её недолговечности. Если б все было так просто, думаешь кто-нибудь покупал бы  заводские демпферы? Тем более, что крепеж изготовить, сам знаешь, несложно.

Ссылка на комментарий
Share on other sites

Макс, это не демпфер, это аморт, который коструктивно устроен не так и работа его так же не та, что должна быть. Работа аморта в горизонтальном или почти горизонтальном положении не обеспечивает полноценную , правильную и стабильную работу. Давай лучше демпфер тебе поищем , да и воткнем.

Ссылка на комментарий
Share on other sites

Миша, я с этим пока что покатаюсь для эксперимента. А потом можно будет и спецовый демпфер поставить. Я ж не против. Мне просто интересно посмотреть на процесс и результат.

Ссылка на комментарий
Share on other sites

Газовые и в самом деле работают в горизонтальном положении?

 

 

Нет , не работают.

ГАЗОВЫЙ однотрубный амортизатор работает в любом положении! В нем нет воздушной(газовой) подушки, контактирующей с маслом. Как в двутрубных газо-подкачаных. Изучите матчасть.

 

В чисто газовом аморте масляная и газовая зона разделены подвижным поршнем. Это и дает особую эффективность демпфирования, без вспенивания масла, кавитаций и прочих недостатков, присущих двутрубным. Ну и попутно позволяет аморту работать под любым углом, ибо масляная зона заполнена полностью, и завоздушивания клапанов там не произойдет в принципе.

Изменено пользователем Wuglusskr (смотреть историю редактирования)
Ссылка на комментарий
Share on other sites

:O Миха, Эта зачем Виктор Лексеич такие буквы написал.   :crazy:

Да это в конце дня не занятые остались))

 

ПыСы: я к тому, что однотрубник газовый будет прекрасно работать в виде рулевого демпфера, при чем очень долго, ибо условия работы демпфера, по сравнению с амортизатором, просто шоколадные. Однако при этом есть одно существенное НО - газовый аморт всегда стремится вытянуться. Внутреннее давление шток выталкивает. Потому может руль тянуть в одну сторону. Особенно будет чувствоваться на машинах без усилителя.

 

Можно заставить и обычный двухтрубник работать без кавитаций и в любой плоскости. Для этого ему надо добавить "расширительный бачок" для масла. Изготовленый таким образом рулевой демпфер из аморта волги проработал на уазе три, или четыре сезона жестких покатушек.

5XIri08O.jpg

Ссылка на комментарий
Share on other sites

Ну вот и ответил сам себе про аморты, однотрубный даёт козий эффект работы подруливания, а двух трубный заставляет сперва дрочнуть с сообщающимися сосудами и потом дает неравномерное усилие в возвратнопоступательных движениях штока. ОНО ЭТО НАДО??? Так то ,если чё, то и клапана на поршне штока  не одинаковые ,и не могут обеспечить равнозначное  усилие в обоих направлениях, т.е в одну сторону все равно усилие будет больше ,чем в другую .Не грамотней ли будет поставить именно демпфер и не ононировать с амортами , призывая изучать матчасть?

Не нравится простой демпфер, можно поставить регулируемый по усилию . В мотоспорте, в спидвее в частности , без демпфера руль на выбитом льду вообще не удержишь , но про установку аморта на руль ни кто свои фантазии в жизнь не воплощал , ибо если делать , то делать грамотно и ставить вещи соответсвующие назначению.

Изменено пользователем Romodan (смотреть историю редактирования)
Ссылка на комментарий
Share on other sites

Есть такое дело, Лексеич совершенно прав. :11:

30 лет назад, в бытность владения аутомобилем ГАЗ 21, имел такой колхоз.

В задних рычажных амортизаторах имелся резьбовой выход с пробкой для наполнения сабжа маслом, дак прямо туда присовывалась трубка от бачка наподобии того, что используется в сцеплении в классике ВАЗа, что крепился в багажнике.

И проблемы с амортизаторами кончались, так как можно было ВСЕГДА знать наличие и уровень жижи в сабже.

Изменено пользователем andrchevy (смотреть историю редактирования)
Ссылка на комментарий
Share on other sites

Конструкция РД - 100% та же что и газового однотрубника. Различие в настройках клапанов и внутреннем давлении.

 

Чтоб однотрубник не подруливал можно скинуть ему давление в газовой камере. Его ведь накачивают для работы аморта (большие и резкие переменные нагрузки). РД работает более мягко, и давление можно сделать только чтоб масло не кавитировало при утапливании штока. Соответственно сила выдвижения штока снизится до несущественной.

 

Я не спорю про полезность и правильность настоящего демпфера. Хотя видел пару ранчевских, которые жутко увеличивали усилие на руле. По мне так это хрень. Сначала ставим ГУР, чтоб руль крутился легче, потом демпфер, который полезность ГУРа снижает в пополам )))

 

Просто речь шла о колхозе, вот и поделился тем, что имею. Демпфер из аморта на уаз ставил еще когда про свободную продажу нормальных и речи не было. Тогда же, в целях повышения образованности, плотно изучил конструкции. Потом, благодаря этому, долго занимался восстановлением, реставрацией, тюнингом амортизаторов. Постепенно, с развитием ассортимента в продаже, надобность в ремонтах ушла, а теория осталась )) Ну и не надо скидывать со счетов стоимость. На том же уазе поперечная рулевая тяга спереди моста. И демпфер там же. Грохнуть его об пенек или камень - святое дело. Тягу потом можно лебедкой вытянуть, или снять и кувалдометром выправить. Демпфер, зараза, этими лекарствами не лечится. Заменить аморт - 500-1000 рублей. Демпфер от 3-5тыр.

Изменено пользователем Wuglusskr (смотреть историю редактирования)
Ссылка на комментарий
Share on other sites

Есть такое дело, Лексеич совершенно прав. :11:

30 лет назад, в бытность владения аутомобилем ГАЗ 21, имел такой колхоз.

В задних рычажных амортизаторах имелся резьбовой выход с пробкой для наполнения сабжа маслом, дак прямо туда присовывалась трубка от бачка наподобии того, что используется в сцеплении в классике ВАЗа, что крепился в багажнике.

И проблемы с амортизаторами кончались, так как можно было ВСЕГДА знать наличие и уровень жижи в сабже.

Это не только для проверки наличия. На Волге были кузнечики, которые для нормальной работы должны быть заполнены "под пробку". А вот двутрубники имеют внутри демпфирующую полость с воздухом или азотом. Это для компенсации объема масла, которое шток выдавливает при сжатии. Спортсмены первые усекли, что при сильных вибрациях масло вспенивается и эффективность аморта уходит в минус. Стали подкачивать воздух(газ) до 3-5 атм. Работа улучшилась. Но все равно происходило смешивание. Тогда появилась конструкция как на эскизе сверху. С "расширителем". В аморте воздуха не осталось совсем. Работать он стал еще лучше, но при резком движении поршня возникала кавитация с тыльной стороны. Жидкость не успевала заполнить освобождающийся объем. Все решилось на 100% с появлением газовых однотрубников. И жижа в контакт с воздухом не входит, не пенится и давление 5-7 очков, что увеличивает прокачиваемость масла. Как газовые аморты стали повсеместны, необходимость в колхозе практически отпала.

 

Сорри за офф..

Ссылка на комментарий
Share on other sites

Если речь пошла за спортсменов , то на нижнем эскизе масло с воздухом тоже не имеет контакта и давление воздуха нагнетается в резиновый резервуар, способный изменять свои обьемы от перемещения штока и выдавливания масла и проблема вспенивания таким образом тоже решилась .

Ссылка на комментарий
Share on other sites

Спасибо за много новых знаний камрады! Думаю эти знания большинству самодельщиков пригодятся. Я гуглил про самодельный РД, но нигде мне не рассказали все так обстоятельно и по сути. Так что я рад что взялся за изготовление всей этой самоделки :) Кстати она все еще ездит и демпфирует :)

Ссылка на комментарий
Share on other sites

Если речь пошла за спортсменов , то на нижнем эскизе масло с воздухом тоже не имеет контакта и давление воздуха нагнетается в резиновый резервуар, способный изменять свои обьемы от перемещения штока и выдавливания масла и проблема вспенивания таким образом тоже решилась .

Да, как вариант еще использовали резиновый рукав на амортизатор с хомутами. Только он охлаждению мешал.

Изменено пользователем Wuglusskr (смотреть историю редактирования)
Ссылка на комментарий
Share on other sites

странно. я у себя штатный свинтил ибо мешает.

Ссылка на комментарий
Share on other sites

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Reply to this topic...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...