Chevrolet Impala - full-size легенда.
В 2003 году под песню 4.0.9 публике была представлена новая переднеприводная Impala SS, оснащенная 240 сильным двигателем 3800 series II. Ни двигатель, ни автомобиль не являлись индикатором прогресса в автомобилестроении. Хотя, надо отдать должное GM, мотор 3800 вошел в десятку лучших двигателей столетия. Показ новой Impala SS в обществе таких "недошевроле" как Aveo - подчеркнул упадок идеи национальной автомобильной культуры Соединенных Штатов Америки. Как оформление самой презентации, так и автомобиль вызвали искреннее негодование поклонников этой легендарной марки. Наличие заветных шильдиков "SS", вопреки ожиданиям, ничуть не отразилось в безликом седане.
"Дух Америки", в классическом понимании среднестатистического Американца - это V8, рама и задний привод. А зачем, скажите пожалуйста, еще одна машина без всех этих составляющих, то есть без души? Раньше небо было чище, солнце ярче и чаще рождались имена, которые вписывали золотыми буквами в историю страны с такой небогатой, этой самой историей.
Когда-то, в далеком 1957 году образцом стиля в сочетании с демократичностью являлся Chevrolet Bel-Air. Он и сейчас один из самых востребованных и массовых раритетных автомобилей и зачастую используется для различных кастом-проектов наряду с репликами Форда 30-х годов. Тогда же, в пятьдесят седьмом, подразделение Шевроле решило улучшить комплектацию стандартного Bel-Air и вывести ее под собственным именем, дав покупателю "нечто большее за те же деньги". Таким образом, в 1958 году, вместе со сменой стиля во всей линейке GM родилась новая марка автомобиля - Impala. Надо отдать должное, что под чутким руководством тогдашнего шефа GM по стайлингу Харли Эрла все автомобили были вычурных форм, но все на одно лицо. Посему, определить марку с первого взгляда мог только знаток. Хотя изменения в стиле происходили каждый год, понять кто перед вами - можно было лишь по "носу" Понтиака или по "зубам" Бьюика. Отличительной чертой Impala стали три задних пулеобразных фонаря, а в дальнейшем - характерное заднее окно со стойкой – "C-pillar". Эта тема так или иначе прослеживается во всех моделях Impala за всю историю ее выпуска.
В общем, ничего особенного на момент своего рождения автомобиль не представлял, только роскошь и еще раз роскошь. В унисон аэростилю снаружи, названия двигателей имели в то время приставку "turbo", дабы внешность соответствовала содержанию.
На следующий год появилась, наверное, самая известная в мире Bel-Air или Impala – 1959 модельного года.
Многие прекрасно знают внешность этого автомобиля. Он многократно использован в кинематографе и рекламе, но почему-то мало кто знает его название. Его отличительная черта – хвостовое оперение в виде крыльев летучей мыши и раскосые "кошачьи" глаза - задние фонари, похожие на красную каплю, положенную набок. Наверное, именно этот образ и вошел в историю марки как самый яркий и до сих пор является одним из столпов стиля шестидесятых, хотя до них не дожил. В 1960 году он ушел, ушел безвозвратно вместе с аэростилем...
В 1961 году, в пику Форду появляется первая версия Impala с модернизированным двигателем на базе старого 348-го агрегата. Он назван – "Turbo-Fire 409". Impala и с тем и с другим мотором получает шильдик SS, и на протяжении следующих девяти лет является классическим "muscle-car", став любимым автомобилем для миллионов американцев на весь этот период времени.
Это отражается в той самой простенькой песне - 4.0.9 от Beach Boys.
"Она действительно прекрасна, моя 4.0.9…. ".
Сегодня Impala SS тех времен - один из трех самых угоняемых автомобилей в США наряду с Мустангом и Корветтом. Такая популярность говорит сама за себя, но не надо забывать и то, что только в 1965 году GM выпустил более миллиона Импал, побив все существующие до и после рекорды производства автомобилей в мире. Не боюсь предположить, что большая часть современного населения США "сделана" именно на заднем сиденьи Impala или в худшем случае Bel-Air.
Многие-многие Импалы тех времен попали в Мексику, где свое представление о том, каким должен быть автомобиль. Теперь слова Impala и Lowrider практически синонимы. Каждая вторая старая Импала – Лоурайдер и наоборот.
Позже, в семидесятых годах, Impala серьезно отличилась, оставив отпечаток о себе во всей мировой автоиндустрии. В 1973 году, впервые в мире, серийно, на партии из 1000 автомобилей была установлена система ACRS, то есть подушка безопасности.
Уже давно снятая с производства, внешне неузнаваемая, Импала 1974 года предстала перед мировым сообществом в 1989 году в кинофильме "Бэтман". Комиксы, голливуд, фастфуд, супергерои, небоскребы и стандартный массовый автомобиль большого размера – рафинированная Американская сказка.
В начале 70х годов модель Chevrolet Caprice, впервые появившаяся в 1965 году, постепенно вытесняет Chevrolet Impala с рынка. В конце концов история с Bel-Air повторилась. Caprice, как более роскошная версия Impala, поставил точку в жизни этой марки в 1985 году и на следующие девять лет.
В 1992 году генеральный директор отделения Chevrolet Джим Перкинс решает возродить успешные некогда марки автомобилей на базе существующей платформы, то есть на базе Каприса.
GM cоздает прототип четырехдверной Impala SS с 510 мотором, и в 1995 прототип ее двухдверной модификации -пикап El-Camino на базе Chevrolet Caprice в кузове Station. Первой суждено отправиться в недолгое плаванье, а вторая модель так и останется проектом, рождая слухи о некоей двухдверной Импале, которую кто-то где-то якобы видел. Надо сказать, что при всем фанатизме в отношении больших объемов, 510 кубических дюймов все-таки были перебором. По этому серийно с начала и до конца выпуска, в 1994-1996 годах на автомобиль устанавливался стандартный 350-й блок, сходный с штатным мотором Corvette. Модификация двигателя называлась так же, как и у Corvette – LT1, но имела отличия в степени сжатия, других головках блока цилиндров, валах и пр. Соответственно, мощность была понижена до 260 лошадиных сил в отличие от 345 Корветтовских. Если называть вещи своими именами, то в Импале и Корветте, вопреки общему заблуждению, стоят относительно разные моторы с одним и тем же названием - LT1. Итак, с 1994 по 1996 год было выпущено всего 69678 Импал и 13 декабря 1996 года последний автомобиль цвета вишневый металлик сошел с конвейера и отправился в гараж к коллекционеру "Пинки" Рендаллу или "Мистеру Шеви", став сорок шестым экспонатом в его коллекции. До сих пор непонятны мотивы, побудившие GM свернуть производство Impala SS на пике популярности. Утверждается, что заводы были перепрофилированы под выпуск более модных внедорожников (SUV). Но последствия данного решения не замедлили сказаться на рынке подержанных автомобилей. Цена Импалы с рук выросла выше стоимости нового автомобиля, а новые автомобили были уже недоступны. Да и надо ли говорить, что выпущенные еще в 1994 году шесть тысяч триста три автомобиля – ничто для автодержавы, конечно же разлетелись в качестве предметов коллекций и подарков во мгновенье ока, причем около пятисот машин первого года выпуска ушло в дружественную Канаду.
Кроме того, появилось порядка 200 автомобилей подписанных самим "Папой", то есть автором Impala SS – Джоном Моссом. Цена Impala с его автографом на внутренней стороне крышки багажника "Jon Moss edition", сегодня приблизительно вдвое выше средней рыночной цены на эту машину.
Почему же машин в первый год было выпущено так мало? Ведь в Российских изданиях про этот автомобиль журналисты пишут, что в то время заголовки газет кричали – " Плохие парни возвращаются в черном!" и т.д. . Если интерес к Impala был столь высок, почему GM упустил выгодную ситуацию? Я таких заголовков не встречал, зато в интервью журналистами в 1993 году Джим Перкинс сообщил следующее. - "Итоги продаж Chevrolet Caprice – неутешительны. Нам необходимо привлечь интерес покупателей к марке Caprice, при помощи пробного камня – Chevrolet Impala SS. Данный автомобиль будет ориентирован на более молодую аудиторию и будет производиться на заводе в Арлингтоне на базе Chevrolet Caprice LTZ с полицейским пакетом опций. Наша компания еще не приняла решение – будет ли там стоять мотор от Corvette или какой-либо другой. Подвеска по сравнению с Caprice будет понижена. Относительно низкой подвески концепта Impala я хочу сказать, что мы были готовы понизить ее еще на пару дюймов, но это противоречит всем международным нормам безопасности. Итак, наша основная задача - возродить интерес к Caprice и повысить уровень продаж этой марки ". Смутило журналистов и то, что смутило меня. А именно - показ концепта с вышитыми логотипами SS на подголовниках. И это накануне празднования пятидесятилетия высадки в Нормандии!
В результате после двадцатипятилетнего перерыва производство SS началось и продолжалось три года . Фирменный C-pillar, вначале с пластмассовым уголком, а затем в штамповке и тройные задние фары также присутствовали.
В девяносто пятом поменялись наружние зеркала, в девяносто шестом приборная панель, да селектор коробки передач переехал на пол. В девяносто шестом году также произошли незначительные изменения в системе охлаждения. И в декабре 1996 GM снял с производства всю линейку автомобилей класса B, прекратив, таким образом, выпуск последнего настоящего автомобиля с маркировкой Super Sport в истории Америки. Наверное, в тот самый момент окончательно рухнул хрупкий мостик, связывающий современность с ревущими шестидесятыми.
Самое удивительное в этой истории, что на вторичном рынке появились подделки под Impala SS. Видоизмененные Каприсы, Роудмастеры и Кастом Круизеры до сих пор успешно продаются несведущим покупателям на интернет-аукционах. В России подход к фальсификации этой марки гораздо проще, да и народ менее притязательный. Здесь встретишь Импалу с вишневым салоном, хотя цвет может быть только серый, c дыркой от косого креста Chevrolet на капоте, с более высокой подвеской и т.д.. Однажды продавалась даже Импала универсал за 30000 долларов США. На этом фоне, такие мелочи как сбросить год-другой в объявлении при продаже – просто невинные шалости. В общем, голь на выдумки хитра повсеместно.
Однажды, году в девяносто шестом, беседуя около подъезда с отцом, я увидел, как во двор вплыло «нечто» низкопосаженное серо-зеленого цвета . Видимо, хозяин машины заблудился и решил развернуться. Это позволило рассмотреть автомобиль полностью. Особенно поразил хищный вид решетки радиатора и невиданной доселе ширины колеса. Своим видом машина напоминала вяло барахтающуюся акулу, внезапно попавшую в каменные сети обычного Московского двора, выдранную из родной стихии и от того безмерно неповоротливую, но скрывающую под шкурой чудовищную мощь своих мускулов.
Естественно, что шильдик Шевроле был достаточно обыденным явлением для меня, успевшего к тому времени поездить во многих именитых квадратных Американцах. Но эта рыбина из неведомых глубин мелькнула, оставив о себе четкий след, до поры до времени лежавший где-то на задворках памяти.
В девяносто девятом году, работая в самом центре Москвы, я ходил обедать в столовую соседнего учреждения через небольшой дворик, заставленный автомобилями. И в один из дней увидел там серо-зеленую тушу среди прочей мелочи. Каждый раз, проходя мимо, я разглядывал этот автомобиль, пытаясь узнать марку. Наконец, когда мащина стояла в профиль, на заднем крыле обнаружилась неразборчивая надпись в тон кузова - ImpalaSS. Буквы SS немедленно ассоциировались с Германским милитаризмом и факельными шествиями. Что такое Импала и при чем тут антилопа, я узнал много позже. Что-то в ней привлекало и в то же время отталкивало. Квадратные, неудобные на вид подлокотники, скудная приборная панель, невзрачный серый пластик, кресла без боковой поддержки и масса вмятинок-царапинок по всему кузову.
С таким размером по Москве ездить невозможно – решил я для себя и пожалел страдальца водителя. Дурак ты дурак – сказал бы в свою очередь водитель Импалы и был бы прав.
Так мы и ходили мимо с сотрудниками, обсуждая достоинства Зубилы перед Волгой и наоборот, лишь иногда останавливаясь возле Импалы со словами - вот это я понимаю – Машина! И тут разногласий почему-то не возникало, хотя, памятуя, что всяк кулик свое болото хвалит, было весьма необычно.
В 2002 году, проезжая по не помню какому проспекту вместе с сотрудником, а к тому времени я уже был владельцем американского автомобиля, впереди мы увидели серо-зеленый Каприсообразный зад со странным значком. Импала - сказал я и был прав.
- Импала? - спросил я через открытое окно
- Ага! Девяносто пятого! - Сказал водила и с ревом унесся за горизонт.
Через полгода в голове начало формироваться большое – Хочу! Но Импал оказалось в продаже не так уж много, точнее - вообще не оказалось. Попробовали Кадиллак – не то, Каприс – не мое, не лежит душа. Каприсов было пересмотрено штук десять в устрашающем состоянии, все оказались на стадии "перед сдачей в утиль". И тут в газете объявление за 18000, другое за 25000 – это слишком дорого. Звоню за десять - за десять уже ушла. В двенадцатом часу ночи звонок знакомого – есть машина, приезжай. Договариваемся на утро. Промозгло, сервис на территории автобазы. Следом за нами приезжают 18 - летние ребята. Из разговоров понятно, что они приезжали смотреть еще ночью около двух часов, сейчас вернулись. Это стритрейсеры, перед этим завязавшие в узел M3. Им нужен новый аппарат на убой. Заходим в помещение, там стоит автомобиль вишневого цвета по паспорту 93 год. Конечно, не бывает в природе Импал вишневого цвета, тем более 93 года, но я об этом тогда ничего не знал. Ребята берут ключи, едут кататься. Возвращаются с выпученными глазами, с криками:
- Обалдеть!
- Ну как машина, самолет?
- Это не самолет, это - ракета!!!
И еще много эпитетов разного толка. Они покупают автомобиль немедленно. Я в расстройстве от неудачи и, как оказалось, напрасно.
Этот автомобиль теперь периодически возникает в объявлениях о продаже. Скорее всего - это очередной перелицованный Каприс, доставляющий неприятности каждому новому владельцу, который стремиться от него избавиться, перепродав другому чайнику. Так что, в данном случае мне, можно сказать, повезло.
Через некоторое время я нахожу в газете объявление о продаже черной Impala SS 96 года. Единственная машина за полтора месяца и нужный мне цвет и год! Удача! Претендентов, помимо меня, в этот раз оказалось человек пять-десять.
Выясняется, что машина находится в сервисе в связи с ремонтом заднего моста и по этому не может быть продемонстрирована потенциальным покупателям. Беру дело в свои руки. Продавец - толковый малый, разбирающийся в технике, взял эту машину в гараже олимпийского комитета РФ на продажу, самому ему нужен японец. Парень полез подтянуть хвостовик кардана и решил заодно заменить подшипник. Самому ему стало лень всем этим заниматься и состоялся визит в сервис. Наивный, он не знал, что подразумевает под собой страшное слово АВТОСЕРВИС в России, то слово, которое вызывает судороги, слабость в коленях и легкость в кошельке у любого уважающего себя владельца Настоящего Американского Автомобиля.
На протяжении двух недель шла сборка-разборка моста как автомата Калашникова на уроке начальной военной подготовки. В итоге - окончательно испорчена главная пара, потеряны все регулировочные шайбы, часть редкого дюймового крепежа, семьсот долларов и пятно контакта.
Не без моей скромной помощи был куплен задний мост и карданный вал от Каприса. Наконец, после всех мытарств машина поехала, и поехала весьма неплохо.
Данный экземпляр был не то подарен нашему Олимпийскому комитету на играх в Атланте в 1996 году, не-то куплен там же, но факт тот, что он верой и правдой возил председателя нашего олимпийского комитета по селам и весям и вообще по разным делам. Я склоняюсь к первому, подарочному варианту, так как GM являлся спонсором олимпийских игр и такие машины в то время особо часто не продавались, да и владелец об этом говорил.
Содержание в олимпийском ведомстве было не таким уж плохим. Узлы на автомобиле менялись регулярно и полностью. Даже хранение под частью навеса на улице, под весь она не помещалась в силу своей длинны, сильно на машину не повлияло.
По итогам осмотра я постепенно перебрал переднюю подвеску, заменил шаровые опоры, резинки и стойки. Взамен непонятного размера дисков от италии-германии-турции-далее везде, 15 радиуса с убитой резиной, в Америке были заказаны "родные" штатные 17-и дюймовые литые диски и резина GOODYEAR F1 255/50 ZR 17 для них. После этого, познакомившись с американскими ресурсами по данной модели, а в мире более восьмидесяти клубов фанатов Impala SS и даже выпускается журнал "Impala Sscene"), было решено убрать лишние детали с впускного коллектора.
Лишними оказались два воздушных резонатора и корпус воздушного фильтра со стальной рамой для крепления всего этого. Взамен был поставлен комплект FIPK2 от K&N. В результате появился фирменный звук американской восьмерки, да и дышать мотору стало полегче. Для охлаждения дроссельной заслонки, из ее корпуса были вынуты шланги системы охлаждения и пущены в обход. Американцы шутят, что подобная операция прибавляет пять лошадиных сил в хорошую погоду, однако проделывают эту операцию поголовно.
Не знаю насчет пяти, но горячий воздух из резонатора над двигателем явно не способствовал качественному наполнению цилиндров. Хотелось бы сказать любителям прямотоков о том, что классический звук идет от сердца, то бишь от мотора, а не от задницы, и сей пример это наглядно демонстрирует, но я отвлекся.
Оставалась актуальной проблема с задним мостом. Даже при своей относительно небольшой мощности машина буксовала на месте при малейших ошибках работы с газом, и давала о себе знать 255 "узкоколейка". Возникла необходимость сборки "родного" заднего моста с механизмом блокировки дифференциала, а чтобы разгон был веселее, вместо штатной пары 3.08 была установлена пара с передаточным отношением 3.73 к 1, соответственно понадобилась и перенастройка датчика АБС. Тормоза, конечно же, придумал трус, но горящая лампа ABS на приборной панели – непорядок.
Как назвать эту машину? Ураган, Монстр или - Американский Крокодил? Думаю, правы были ребята из Beach Boys со своей песней, придав женские черты Импале.
Это хищник породы кошачьих, тихо мурлыкающий на низких оборотах. И не дай бог разбудить в нем–ней зверя. Газ в пол и визг горящей резины, рев двигателя, короткий бросок, переключение, удар головой о подголовник и снова рывок, сопровождаемый ревом из под капота и бешеным свистом то ли ветра, то ли воздуха, глотаемого фильтром низкого сопротивления. На шести с небольшим секундах стрелка уходит за сто километров в час.
Динамичная езда с открытым окном – наслаждение особого рода. Импала не прощает ошибок в вождении, дилетантам в ней не место. Управляемый занос и "полицейский" разворот - обыденная реальность. Не разгон задом с выкручиванием руля, а просто разворот на месте при резком нажатии на газ. Это невыполнимые кинотрюки из фильма про полицейских и бандитов? Ничего подобного. На этом автомобиле - это норма.
Но можно и по другому – устроить вальяжную поездку за город, салон, хотя и довольно аскетичен, но неуловимо напоминает купе поезда дальнего следования. Изоляция от внешнего мира при закрытых окнах полная. Благодаря жесткости рамной конструкции автомобиль словно едет по рельсам, проглатывая все неровности и бесшумно мелькают за окном елки да березки. С одной стороны здесь комфорт, с другой - эгоистический минимализм во всем . Минимализм в органах управления роднит Импалу с Кадиллаком. Незачем смотреть на лишние приборы и табло. Это удел владельцев Корветтов. Только тахометр и человеческий спидометр были предусмотрены в модели 96 года. В 94-95 годах и тахометра не было, да и зачем он при автоматической коробке? Спидометр в модели 94-95 по кадиллаковски зеленый – электронный "калькулятор". А такие глупости, как индикация зарядки батарей и давление масла - вообще ни к чему. Относительно же эгоизма – здесь действует принцип большой машины для одного. Один подстаканник , одна пепельница на весь автомобиль, две задние язык не поворачивается назвать пепельницами, так, мелкое недоразумение, один прикуриватель, все, естественно, - вблизи водителя. Короче говоря, это Drivers Car во всем и чуть больше, длиной 5440 миллиметров от кончика хвоста до кончика ушей.
Что-то даст грядущий летний сезон? Не знаю, но очень хочется сухого асфальта, господа!