Великий и ужасный американец Grand Am.
Краткий обзор 1-поколения Pontiac Grand Am
Однажды, в 2002 году молодой человек, уже более 10 лет зачитывающий до дыр автомобильные журналы и газеты, приобрёл первый в своей жизни американский автомобиль Pontiac Grand Am SE Coupe 1992 года выпуска. Со свойственной ему увлечённостью он нашёл единомышленников в лице энтузиастов интернет-клуба Freedomcars. И с грустью обнаружил полное отсутствие на сайте клуба, какой бы то ни было информации о своём горячо любимом автомобиле. Гонимый благими намерениями восполнить сей пробел, он решился написать краткий очерк.
Приступая к сбору информации к этому обзору, он и не предполагал, что выпуск автомобилей Понтиак Гранд Ам начался не в 1985, а в далёком для многих 1973 году. Он также не знал, что у автомобиля такая богатая и интересная история. И что он может с гордостью, пусть и в узких кругах любителей американских автомобилей, произносить название модели своего автомобиля.
Торговая марка «Grand AM» была создана в 1972 году. Название этой новой модели состояло из двух половинок, точнее двух названий от уже существующих в модельной линейке Понтиака автомобилей. Первая половинка «Grand» взята у модели Grand Prix, очень роскошного американского автомобиля, а вторая половинка "Ам" взята у модели Trans Am, мощной американской иконы.
Идея состояла в том, что бы объединить роскошь одного с мощью и управляемостью другого, при этом сделать цену на автомобиль умеренной. И уже в 1973 году марка дебютирует на серийных автомобилях Pontiac с кузовом спорт-купе и седан, базировавшихся на базе платформы модели Pontiac Le Mans (Ле Ман), с интерьером похожим на салон модели Pontiac Grand Prix (Гран При).
Автомобиль представили как всегда с помпой, а громкие слоганы на рекламных буклетах, говорили о неудержимом оптимизме GM: «Кто в Америке способен построить новый, подобный нашему автомобиль?»…
И у этого слогана была под собой действительно серьёзная база, так как первое что мы вообще должны узнать, так это то, что Гранд Ам (сокращённо-GA) первого поколения изначально создавался как Pontiac GTO 1973 модельного ряда. Причём сохранилось несколько фотографий автомобиля 1-го поколения, где поверхности штампованного «клюва» украшены шильдиками GTO.
А сказать, что марка GTO просто легендарна было бы большим невежеством, это культ, и ещё неизвестно, тогда или сейчас люди больше сходили с ума по автомобилям GTO. А о таком, даже дальнем родстве большинство владельцев американских автомобилей даже и не мечтают, но таковы факты.
Но, к сожалению, для поклонников GTO и к ликованию нынешних современных обладателей «грамчиков» машина получает марку «Гранд Ам».
Как так случилось? Хотя этот вопрос для меня до сих покрыт мраком, похоже, дело было в том, что уже к дебюту модели в 1973 году, марка GTO была закреплена в качестве опциональной версии автомобиля Pontiac Le Mans. В результате этого курьёза или может всё-таки «европейских фантазий» GM, автомобиль был выпущен как самостоятельная модель Grand AM. Интерьер был почти как у модели Гран При, но с глубокими ковшеобразными сидениями, имеющими боковую поддержку и с более изысканной чем у Гран При приборной панелью и спортивным, трёхспицевым, рулём завершающим образ.
На тот момент лучшим уровнем оснащения могли похвастаться только две модели - Файербёрд и Корвет. Весь вышеописанный набор делал автомобиль для водителя первосортным. А также, эти качества дополняли 15-ти дюймовые радиальные покрышки на дисках шириной 7 дюймов, мощные передние и задние стабилизаторы. Доступность 455 двигателя с 4-ёх камерным карбюратором и двойной выхлопной системы создавали серьёзные предпосылки. Несмотря на противоречивые слухи и появление фотографий в прессе версии GA с двигателем 455 Super Duty, ничего серийного публике так представлено и не было. Из-за возникших проблем с поставщиком шатунов, данный двигатель планировался к установке, только на автомобили, базирующиеся на платформе F-body.
Единственный заводской экземпляр GA с этим мощным двигателем был собран в середине 70-тых. Однако, это нисколько не останавливало владельцев ГА, и многие сразу же после покупки, меняли ещё на новой машине двигатель на 455 SD, а под капотом в этом случае были не какие-то там нежные арабские скакуны, а 310 сильных, быстрых и выносливых диких мустангов, в мгновения ока способных швырнуть вас от одного побережья до другого…
Двигатель, объём куб.см. | Трансмиссия | Стандартное передаточное соотношение основной пары | Доступные передаточные соотношения основной пары | Мощность двигателя (л.с.) | |||||||||||||||
400-2bbl (L65) | TH 400 (АКПП) | 3.08:1 | 2.93:1 и 3.23:1 | 165-185 | |||||||||||||||
400-4bbl (L78) | TH 400 (АКПП) | 3.42:1 | 3.08:1 и 3.23:1 | 200-230 | |||||||||||||||
400-4bbl (L78) | 4-скоростная механическая Muncie | 3.42:1 | 3.23:1 | 200-230 | |||||||||||||||
455bbl | TH 400 (АКПП) | 3.23:1 | 3.08:1 | 250 |
Несмотря на любовь американцев к АКПП, 187 экземпляров, выпущенных в 1973 году были оснащены 4-ёх ступенчатой механической коробкой передач (20 из них были с кузовом седан). Причём 4-ёх ступенчатая трансмиссия была доступна только с 400 мотором, имеющим 4-камерный карбюратор. Впоследствии данная опция была недоступна.
Желающие получить 455 двигатель были ограничены в выборе автоматической трансмиссией Turbo-Hydramatic 400. Но по ходившим тогда слухам, вроде бы было произведено небольшое количество седанов с 455-тым мотором и 4-ёх ступенчатой механической трансмиссией, однако американские энтузиасты марки живьём не встречали ни одного экземпляра.
Большинство купе 1-го поколения имели стильные вертикальные экранирующие решётки на задних окнах. Однако, небольшое количество автомобилей было сделано в стиле модели Гран При с открытыми задними окнами, очевидно GM среагировала на запросы практичных людей, которые постоянно жаловались на трудности, возникающие при мойке автомобиля.
Внимательному человеку не составит особого труда определить по внешней отделке автомобиля год его производства. Автомобили 73 года имели радиаторную решётку с 6 отверстиями и задние фонари, располагавшиеся горизонтально относительно багажника.
Автомобили 74 года отличались изменённым клювом и задними фонарями расположенными вертикально относительно багажника. В свою очередь радиаторная решётка имела уже 12 отверстий с поперечно расположенными перекладинами.
Автомобиль 75 года отличался от авто 74 года выпуска немного изменённой решёткой радиатора, в ней исчезли поперечные пластиковые перекладины.
Стоит также отметить, что в 1973 году помимо кузовов купе и седан, был произведён единственный экземпляр Гранда Ам-а с кузовом типа универсал. До сих пор остатки этого эксперимента находятся в руках одного Мичиганского коллекционера. К сожалению его фотографий, найти не удалось, но зато есть фотографии и рисунки модели Le Mans Wagon и думаю, мысленно приставив нос от Гранд Ама можно приблизительно представить его внешний вид.
Как ни странно, но именно этот автомобиль, также один из немногих автомобилей, был оснащён впуском RAM-AIR, который предлагался для установки на GA, однако был забракован, в связи с неспособностью автомобиля, соответствовать требованиям по шумности.
Многие источники указывают на то, что все автомобили первого поколения собирались на заводе Pontiac в Мичигане. Однако, некоторые источники указывают на то, что опять же небольшое количество GA могло быть произведено в Онтарио (Канада).
Один энтузиаст из Америки на этот предмет осмотрел порядка пятидесяти GA 1973-75 г.в., но все осмотренные автомобили были собраны на заводе Pontiac в Мичигане.
Год производства | Купе | Седан | Всего: |
1973 год | 34445 | 8691 | 43136 |
1974 год | 13961 | 3122 | 17083 |
1975 год | 8786 | 1893 | 10679 |
Итого произведено а/м 1-го поколения | 57192 | 13706 | 70898 |
Как видно из таблицы в последние годы своего выпуска авто уже не пользовался большим спросом. Главной причиной был, конечно же, энергетический кризис в США, который добил как GA, так и много других подобных дредноутов. Но на самом деле первые проблемы со сбытом возникли уже в 1974 году. Автомобиль в глазах покупателей и продавцов обладал размытым имиджем. Grand Am не был ни «люксовым», ни спортивным автомобилем. И так получалось, что состоятельные клиенты (в большинстве своём люди консервативные) предпочитали ему модель Гран При, а любители «перчика» чаще обращали свой взор на парочку Файербёрд/Комаро. Голливуд, похоже, тоже не баловал Гранд Ам своим вниманием.
Я пока что не видел ни одного голливудского фильма, где бы главные герои разъезжали на GA 1-го поколения (если увидите, то свистните). Хотя иногда его и можно встретить на задних планах голливудских кадров, мирно стоящим где-нибудь у тротуара или на стоянке. Да же это указывает на то, что автомобиль так и не стал бестселлером в силу пресыщенности американского авторынка стильными и интересными автомобилями. Зато сейчас автомобиль оценён по достоинству. Теперь это уже классический muscle-car. Уцелевшие экземпляры активно восстанавливаются, иногда из них делают своеобразные «хот-роды» и их можно увидеть принимающими участие драг-рэйсинге.
Краткие характеристики | Купе | Седан |
Длина | 5,298 м. | 5,400 м. |
Ширина | 1,974 м. | |
Высота | 1,344 м. | 1,379 м. |
Колёсная база | 2,845 м. | 2,946 м. |
Объём багажника | 427 литров | |
Ёмкость топливного бака | 95 литров |
К великому сожалению, в 1975 году производство самого сногсшибательного, на мой взгляд, Гранд Ам-а было прекращено. В последствии будет ещё 4 поколения автомобилей, но автомобиль из среднеразмерного класса скатится в верхний сегмент компакт-класса и в нём уже не будет той роскоши и мощи, но, несмотря на всё это, их будет ждать заслуженный успех…
В 1976-77гг. автомобили под маркой Гранд Ам не выпускались |
P.S.: Прощальной ласточкой в середине семидесятых стал концепт-кар "All American", построенный на базе Pontiac Can AM, в котором также без труда угадываются черты Pontiac Le Mans Sport Coupe.
Это был белый автомобиль с интересным задним спойлером, интегрированным в детали кузова и уникальной схемой отделки, с сидениями, украшенными разноцветными полосками, а ля перевёрнутый французский флаг. И несмотря, на то, что в семидесятые годы это был реальный шоу-стоппер, по сведениям из источников Pontiac, автомобиль в 1991 году был сдан в утиль…
Обращаю Ваше внимание на то, что данный очерк не претендует на полноту подачи материала и является
кратким обзором модели 1-го поколения. Вся информация и фотографии, использованные в этом обзоре,
взяты с интернет-сайтов:
www.grandamregistry.com,
и
www.cardomain.com,
Сергей Карташов aka Rozario (31.10.2005)