От автора: задался я себе как-то целью рассмотреть вариант покупки американского фуллсайза 90-х годов за относительно небольшую цену. Перерыл массу информации об американских автомобилях (АА) тех лет и ограничил свой выбор несколькими моделями популярных марок американских производителей. Неожиданно было обнаружено, что человек, который идет по моему пути в плане вышесказанного, не может найти в одном месте собирательно написанную информацию о сравнении хотя бы Форда/ДжиЭм в качестве ориентира для покупки АА 90-х годов. Труд это, понятное дело, большой, но можно в порядке очереди начать с описания эксплуатации хотя бы одного такого автомобиля. Начнем, пожалуй, с главного законодателя фуллсайзов рамной конструкции платформы Форд, а именно: Форд Краун Виктория / Меркури Гранд Маркиз / Линкольн Таун Кар.
Итак, Форд Краун Виктория собирательный образ эксплуатации глазами нескольких владельцев):
Первое впечатление: Какая же она огромная… У этого коня объем 4,6 (четыре и шесть, восемь горшков) одни поршни весят, как ВАЗовский двигатель в упаковке. Гораздо длиннее и шире Волги. Сажусь на передний Диван. Спереди 3 ремня безопасности, то есть, машина 6 местная. Ну, 5 минут надо подышать, не заводя мотор. Пробег от 100 тысяч миль (состояние машин, продающихся у нас). Это минус. Очень чистый салон, отличный кузов, очень тихо работающий двигатель, ГУР отлично работает, одним мизинцем верчу руль, где-то далеко, метрах, наверное, в трех от меня поворачиваются 245мм катки марки Firestone… вся важная электрика в норме, фары-стопари, автомат четко переключается с D на R и на P. Салон велюр. Разгон с места не особо, всего 203 лошади, но когда набираю 30 миль в час, подхватывает так, что нашим местным стритсракерам на заряженных ведрах и не снилось… Крутящий момент просто чудовищный, от 30 до 70 миль в час ускоряется даже не знаю, как описать… И звук мотора… РЫК. Не китайский прямоток, а настоящий, старой школы, американский V8. На магистрали я король. База у машины — метра четыре, подвеска очень мягкая, ощущение — будто корабль. Но есть и минус — чуть вильни рулем и нехило кренит, а на скорости — побаиваюсь сильно, так что стараюсь ездить потише. Сейчас, правда, я обнаглел: езжу неделю, на автомате очень просто, вписываю этот дредноут (длина машины 5,4 метров) в любые прогалы в пробках и разворачиваюсь на пятачках радиусом короче кузова. На 3 день устранил причину свиста-шипения: в моторе перетерся шланг какой-то, ведущий из правой головки блока куда-то под крышку инжектора и сильно сосал воздух. Сразу стала меньше троить. А как только залил новый бензин (машина долго стояла), и вовсе троить перестала, мотор будто мурлычет на холостых. Никакого дыма из глушака, масло на месте и не идет в горшки, несмотря на пробег в несколько сотен тысяч километров, кольца, судя по всему, в порядке. Нонсенс. Купил реле-флешер: поворотники и аварийка работают как надо теперь. Не устранена причина сильного скрипа в передней подвеске.
Приехал из первой поездки. Никого не задев и не сбив. Ни разу не встав в неправильный ряд и ни разу не подставил никого по неопытности. Но, ребята, за эти 40 минут, что я ехал, я потерял килограмм 5 веса… Спина мокрая, руль мокрый, 15 летняя грязь с руля по запястьям вниз до локтей стекает, противно. Я все еще в ужасе от показаний бортового компьютера о расходе топлива в 26 литров на 100 км в городе, но мне все равно. Я заехал в узкий двор. Я запер ее ключом. Я водитель. Моей машины. Я менеджер, президент, король, я Бог этой машины, я ее владелец. В другой раз такое чувство меня будет обволакивать, когда моя девушка скажет, что станет моей женой. Ради таких моментов живем.
Езда, скорость и управляемость: главное ощущение от «Вики» (сокращение от crown victoria) — это скорее яхта, чем аVтомобиль. Ехать потрясающе легко и как-то совсем нестрашно. Руль как пёрышко, педали очень точные. Огромный капот и толстенные двери создают ощущение «непробиваемости». Добавляет уверенности знание о рамной конструкции аVтомобиля и 5 звёздах во фронтальных крэш-тестах. Очень комфортный аVтомобиль, 300 километров можно проехать вообще не заметив. Ощущение уверенности и ленивого спокойствия доминирует надо всем. «Мы никуда не будем бежать; мы просто спустимся с холма и возьмём всех». Подпишусь под каждым словом. За день одолевал 600 км и так 54 дня подряд ни капли усталости.
Скорость вполне достаточна. Что 120 что 160 одинаково легко набираются. То есть незаметно. Вроде ехал 60 и вдруг уже 150. С места на хорошей резине стартует быстро. Мотор тяговитый, автомат тоже без претензий. С настоящими спортивными машинами не погонять, конечно, но 70-80% всех прочих машин обогнать легко. Ну, 150 не знаю как: на 100 милях в час, которые я итак набирал лишь однажды, уже пошла вибрация на руль, реально страшно. Но это не конструктивная особенность, а просто косяк моего экземпляра. 100-120 км\ч с места набирает нереально быстро, но вместе с тем очень плавно, без рывков в автомате. Городские ускорения с 40 до 80 км\ч — просто море удовольствия.
Парковки это боль. Потому что одна «вика» занимает столько же места вдоль тротуара как две «оки». И бамперов из-за капота и багажника совсем не видно. Приходится помнить, что к видимой части машины нужно прибавлять в уме ещё по 30-40см. спереди и сзади. Очень рекомендую парктроники. «Чьорт побьери» (с). Я попадал в 2 мелкие аварии на парковках. Бамперы выступают очень сильно, а если задком парковать - вообще страх. Встать на обочине между 2 машинами с расстоянием в десять метров — дело 2 минут, не меньше. Сзади в салонном зеркале вообще смотреть бесполезно. В боковых - видно только 5/6 заднего крыла. Как раз тот описанный в книгах случай, когда "без фонарика свою задницу не найти". Салонное зеркало бесполезно. В боковые видно все.
С управляемостью неоднозначно. Машина большая, тяжёлая и резко поворачивать не любит. Сначала она довольно сильно сопротивляется повороту, а потом резко влезает в него со всей своей восьмицилиндровой дурью. Склонна к сносу задней оси и «рыбьему хвосту» (из заноса в контрзанос). Заносы всегда предсказуемые и легко контролируемые. На пустых и безопасных дорогах я часто этим пользуюсь. Время от время бывает интересно сделать соскальзывание наружу поворота (power slide). Зрелище очень впечатляющее — двухтонный мастодонт летит боком. Одним словом, когда к машине привыкнешь, полицейско-киношная езда выходит сама собой. Лишь бы не на людных улицах. И не на ралли. «Вышивать» в потоке не получается, да и не особо хочется. Ты просто едешь и не выделываешься. Манёвры типа перестроений и крутых поворотов лучше планировать заранее. Вобщем, не для серпантинов пепелац. Хайвеи — его стихия. И как-то даже, правда, не хочется. Стиль езды машина сама подсказывает. Просто едешь и наслаждаешься ездой. Пока помнишь, что это здоровенный заднеприводной седан, а не картинг, ездить можно спокойно. Машина шоссейная, трассы её родная стихия, но для города тоже подходит.
Комфорт: автомобиль большой. Причём везде и не столько за счёт плотного упаковывания кресел, ручек и т.п. Он просто большой везде, от капота до багажника (580л). Чтобы бросить в багажник стиральную машину или мотороллер не надо складывать задние сиденья. Максимально отодвинув передние сиденья, задних пассажиров не зажмёшь. Там просто везде есть запас свободного места — на сидениях, в ногах, в коленях, в плечах, над головой, перед рулём и т.п. Для сравнения скажу, что отличный по эргономике салон новой Хонды Аккорд после «вики» кажется клаустрофобически тесным и тёмным. А в Тойоте Марк2 на задних сидениях приходится подгибать голову. В Краун Виктории вообще нет мест, где бы мне было тесно. Сидения (те самые диваны с откидными подлокотниками) совершенно не спортивны, но очень удобны. Ощущения что ты сидишь в аVтомобиле нет, скорее ты дома, на диване перед телевизором. Вчетвером в машине можно жить, впятером ехать до китайской границы, вшестером — сгонять в соседний город погулять.
Все мелкие удобства типа кондиционера, электропакета и круиз-контроля, естественно, есть. До всего легко дотянуться (кроме бардачка), и все кнопки понятны сразу. Пластик и винил в салоне очень приличные, хоть и не шикарные с виду. Кондиционер простой, но очень «свирепый», приборная панель цифровая и очень понятная. Подписываюсь, мы втроем в машине жили фактически почти неделю. Разница в том, что туалет снаружи. Ехать вчетвером (парным) на переднем диване — как втроем сзади на десятке по комфорту, только мне было стремно, что я сидел прижавшись к двери и рулить неудобно… С водительского места без приложения усилий нельзя открыть пассажирскую переднюю дверь. Элементарно не дотянешься. С пристегнутым ремнем безопасность — невозможно никак. Бардачок также очень далеко. Раздражает практически полное отсутствие таких вещей, как полочки-ящички-подстаканники. При таком раздолье всего один подстаканник под магнитолой. Смешно. Зато нет консоли как таковой, то есть, там, где на Жигулях находится печка, прикуриватель, магнитола, у Вики нет ничего, и ничто не мешает среднему седоку вытянуть ноги.
Ход — просто сказка! Всю мелочь подвеска глушит полностью, на кочках и ямках машина слегка опускается-приподнимается. Никакой тряски в конструкции, видимо, не предусмотрено. Машина хорошо держит дорогу, но по ней, скорее, не едет, а плывёт. Даже когда качает, это не рывки, а плавные медленные качания. Одно слово — яхта. Правда. Но в условиях Нью-Йоркских разбитых авеню (в самом Нью-Йорке реально плохие дороги) плавание наше омрачалось штормом. Большая колейность - машине нужно 15 секунд ехать плавно, чтоб подвеска успокоилась. Но вместе с тем ее энергоемкость поражала. Ямы в 20 см проглатываются, как будто едешь по стеклу. Помогает инертность кузова и большие ходы подвесок.
С уважением приходится относиться к «лежачим полицейским» и типа них — можно цепануть дном. В принципе, там рама, но рисковать как-то неохота, так что обычно скорость сбавляю. Но был инцидент, рано утром спросонья мимо большого магазина проезжали: там не просто полицейский, а какой-то жандарм лежал высотой сантиметров в 30. А скорость была хорошая. Передние колеса, факт, оторвались от земли. Подвеску не пробило.
Пресловутой «продольной раскачки» я пока не заметил, может, потому что амортизаторы у меня новые и исправные. У меня с амортизаторами было все в норме, хотя Check air suspension горело от 1 до последнего дня. Ну и аццкий скрип спереди…
Акустический комфорт в Crown Victoria на большой высоте. Очень слабо слышен даже мотор, пока не даванёшь газ. Шумы с улицы изолированы полностью. Громкость магнитолы редко когда выше 20% от пика. Иногда в пробках приходится открывать окна и выключать магнитолу чтобы «услышать улицу». Кузов сидит на раме на резиновых подушках, все панели проклеены какой-то звукоизоляцией. По музыке - громкости не хватает. Всего 6 колонок по всему салону: зад, двери и торпеда. Есть «косяк» — автопоиск радиостанций убогий и ищет только нечётные волны, да и то не все. Диапазоны типа 100.6 FM приходится настраивать вручную как 100.7…
Социальность: автомобиль явно не для эгоиста-одиночки. Скорее для «хозяина вечеринки». Отлично подходит для поездок на пляж или пикник с кучей девушек или для семьи, если по-взрослому. Мест много, в том числе лежачих. Начинаешь доверять инфо, что треть американцев зачаты на задних сиденьях автомобилей. Плюс селектор АКПП - на рулевой колонке и совсем не мешает ? Для романтиков есть капот длиной полтора метра: в руке - бутылка шампанского и спине от мотора тепло — на звёзды смотреть очень удобно.
В-общем. шесть человек для недальней поездки это вполне нормально, а вообще можно набить человек 7-8, но будет сильно тесно и ГАИ «не благословит». В багажнике тоже есть место. У меня там обычно лежит подушка, спальник, раскладной стол, набор посуды и бутылка шампанского. Что до общественного признания. Мой фордик, конечно, не «сворачиватель голов» типа «Вайпера» или «Феррари» и не мечта-всех-пацанов типа «Бумера Икс-5». «Понтов» — ноль. Это машина простая, но большая и весёлая. И достаточно красивая и броская с виду, чтобы привлекать внимание в потоке. Правда, есть один минус: капот очень пологий, поляну накрывать неудобно . У Плимута Фьюри '76, который я как-то видел или у старой "Краунвики" (до 92 года) капот широкий, плоский и горизонтальный. Фактически готовый идеальный фуршетный столик.
Практичность: Средненькая. Запчасти недорогие, если знать где брать, но не всегда есть. Автосервисов, которые умеют обслуживать совсем мало. Ремонтировать своими силами по книжке не слишком трудно, но не очень охота. Хотя, серьёзные поломки бывают редко — машины живучие до неприличия. Полудохлая машина может буквально «доползти» своим ходом до гаража или сервиса. Отсюда же и беда — большинство «вик» ужасно запущенные. Типа раз и так ездит, зачем обслуживать? Ну, и плюс сервис середины 90-х, когда ни запчастей, ни механиков просто не было. Беспроблемных машин, думаю, уже не осталось. В наших условиях с запчастями проблем нет. Расход бензина — приемлемый для своей мощности. Летом по трассе реально уходит 10-11 литров 92-го на сотню, по городу — 17-19 если не «дурить». С частыми обгонами и «тапкой в пол», а также в пробках доходил до 23л/100км. Зимой реально жрёт по городу где-то 23-25 с прогревом. Немало, но примерно так же как любой большой 200-сильный седан. Масло меняю 2 раза в год. Полусинтетика, рекомендованная 5w30. Нда, расход приемлемый для мощности, но мощность совершенно неприемлема для объема. 200 лошадей снято с 4,6 литров? Убейте меня. Хотя, учитывая моральный возраст конструкции.
Рекомендация: Брать, если понравилась. И сразу готовиться к дополнительному обслуживанию и ремонту, если стоила меньше 7-8 тысяч долларов, после осмотра специалистами. И не ждать, что это спортивная машина. Если ездить плавно — великолепнейшая «яхта». В России… я не знаю. Взял бы, но не при сегодняшних ценах на бензин, и только если экземпляр ну совсем почти неезженый. Пробег 150 тысяч км — край для беспроблемной езды. Хотя, у моей был пробег 400 тысяч и месяц отработала как часы. В-общем, я не настолько богат, чтобы купить такую машину.
Информация собрана на просторах интернета by Аge73