Полторы тысячи километров на сигарном отоплении (Бьюик Электра Лимитед 1974)

Начало московской истории Бьюика Электры Лимитед 1974 г.в. теряется где-то в конце 70-х. Доподлинно известно, что автомобиль служил в американском посольстве в Москве. Вероятнее всего, в аппарате посла США в СССР Джека Мэтлока. Со слов продавца, на Бьюике ездил сам посол. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту версию, нам пришлось розыскать самого г-на Мэтлока и спросить его. Декабрь 2003:

«Dear Mr.Matlock!

By the means of introduction, my name is Konstantin Shiyan, I am an administrator of the Russian non-commercial club Freedomcars, devoted to American cars. Currently I am working on the article devoted to development of US auto industry and rare US cars, located in Russia. In the course of my research I found Buick Electra 225 Ltd, 1974 (photo attached), which due to its current owner belonged to you, when you worked as US Ambassador in the Soviet Union. I would greatly appreciate if you could confirm or disprove this information. You are the only chance to prove the historical accuracy of the fact. Thanks a lot for your time and asistance. Happy New Year!

Yours sincerely

Konstantin»

Собственно, получить ответ никто особо не расчитывал. И тем не менее 7 января 2004 г-н Мэтлок ответил, за что ему огромное спасибо:

«I never owned a Buick Electra. I don't know whether it belonged to the American Embassy or not, but if so it was not used as my car. (I had an armored Cadillac.)

Best wishes,

Jack F. Matlock»

В 1979 году машину списали со службы в посольстве и она досталась сотруднику КГБ. В целях конспирации назовем его Сергеем. Сергей был давний поклонник американского автопрома и в его коллекции уже успели побывать Шевроле Каприс, Додж Дипломат купе и седан (большинство из этих машин погибло во время чеченской войны). Электра была выкуплена в посольстве с помощью знакомых силовиков и отправлена в Нальчик, на родину Сергея.

Прошло 24 года. Сергею стукнуло 72 и содержать Электру в хорошем состоянии становилось все сложнее. И как это было не тяжело, Сергей принял историческое решение продать любимицу. Сказано - сделано. Объявление о продаже понеслось по Интернету и в конце концов попало к известному маньяку в области старых американцев – КостикСу, который в тот момент как раз подыскивал себе раритет под восстановление.

Начались торги. Причем, торг был нешуточный и продолжался два года. К концу второго года, когда КостикС был уже готов пойти на цену продавца (которая к этому моменту упала в 3.5 раза от первоначальной), на глаза ему попалось объявление о распродаже ярославской коллекции раритетов, и с этого момента русло поиска повернуло в противоположную от Электры сторону и закончилось покупкой Кадиллака Эльдорадо 1978 г.в. (эту историю я расскажу как-нибудь в другой раз). Светлую идею покупки Бьюика продолжил Эндрю. Он даже не поленился съездить в Нальчик посмотреть Электру и оставил за нее залог. Но по стечению обстоятельств купил Плимут Фьюри-3 1972 года на весь бюджет, отведенный на покупку Электры. Дальше за Бьюик взялся Дент2410. Торги длились еще год и в конечном своем итоге все-таки привели к полету ранним ноябрьским утром 2005 года по маршруту Москва – Минеральные Воды с билетом в один конец.

Состав экспедиции:
Дент2410 – Денис, покупатель Электры Энтер65 - легендарный Макс, любитель американских помоек и незаменимый участник всех авантюр КостикС - Костя, автор сего безобразия

Нитка маршрута: Москва - Минеральные Воды (самолетом) – Ростов-на-Дону - Воронеж – Москва (на Бьюике). В общей сложности со всеми передрягами на Бьюике мы проехали 1,600 км. Общее время в пути – полутора суток (12-13 ноября 2005).

...После отпуска, проведенного на Острове Свободы, нам с Энтером65 ну совершенно не хотелось ехать неизвестно куда за полторы тысячи километров за старым американцем, которых мы видели сотнями на Кубе. Надо было время прийти в себя, войти в ритм московской жизни, а потом уже ехать за Бьюиком. Но, с другой стороны, еще до Кубы мы обещали помочь Денту2410 перегнать Электру и свое слово собирались сдержать. Единственно, внесли некоторые изменения в сценарий мероприятия: если сначала планировалось ехать в Мин.Воды на моем Каприсе вагоне 1992, а потом возвращаться двумя машинами, то после Кубы было принято решение лететь до Мин.Вод самолетом, а возвращаться на Бьюике. Что мы и сделали.

Началось все, как обычно, шиворот-навыворот. Накануне вылета у нас была кубинская вечеринка с распитием рома, раскуриванием сигар и просмотром отснятого на Кубе материала. Вечеринка закончилась в 4 утра (вылет в 9:20). В итоге Энтер65 просто проспал, а я встал в запланированные 6 утра, но уснул в метро и укатил в депо. Когда мы таки встретились с Дентом2410, я думал он нас убьет, но Дент держался молодцом и сразу убивать нас не стал. Как я понял потом, в голове Дента уже тогда созрел аццкий план расплаты под кодовым названием «анти-Печка».

На самолет мы успели. Правда, на таможне у нас отняли бутыль АТФ, законспиророванную под квас. Но больше инцидентов не было, и через два с лишним часа мы ступили на ставропольскую землю. Практически у трапа нас уже встречала великолепная Электра. Пару часов ушло на урегулирование всех ньюансов купли-продажи, разъедание кавказского шашлычка и разговоры за жизнь. В 14:45 Бьюик Электра Лимитед 1974 года выпуска взревел всеми восемью цилиндрами мощного 7.4 литрового двигателя и покатила в сторону Невинномыска. За рулем сидел счастливый покупатель Дент2410, на штурманском кресле расположился Энтер65, а на огромном заднем диване вольготно разлегся КостикС. Места в машине, надо сказать, хоть отбавляй. Колоссальный аппарат!

Основной прикол мы поняли сразу. Операция «анти-Печка» вступила в свою законную силу: в машине не работала печка, а учитывая ноль за бортом (это в Ставрополье, дальше температура только падала), замерзли мы быстро. Попытки привести печку в чувства ни к чему не привели.

Вскоре остальные приколы Электры дали о себе знать. Как только мы отъехали ровно на такое расстояние, чтобы нельзя было добраться ни до одного города или селения, машина встала. Причем встала капитально.

Диспансеризация больного показала, что порвался один из двух ремней генератора, при этом захлестнув провод массы и засосав его в крыльчатку генератора с последующим рублением «в капусту», а также отвалился резонатор. Нам повезло: второй ремень генератора был цел - натянули его, провод массы мы собрали по кусочкам с помощью изоленты ставропольских ребят, проезжавших мимо на Таун Каре 1993 и принявших живейшее участие в нашем ремонте. Резонтар подвесили к раме на порванном ремне генератора. Очень строго поговорили с автомобилем и о, чудо! он завелся и даже поехал. В первом же автомагазине мы купили новый провод массы, прикрутили резонатор нормальной проволкой. Ремень генератора нужного размера, к сожалению, мы так и не нашли до конца нашей поездки.

Со всеми нашими ремонтами, постояными обысками и проверками документов на каждом посту в Ростов-на-Дону мы въехали только в десять вечера. Уставшие, голодные, замерзшие, но довольные собой. При ночной парковке на стоянке МакДональдса Дент «решил» проверить прочность ростовского бетона и американского железа. Итог – свернута плита забора на стоянке, чуть-чуть поцарапано заднее водительское крыло Бьюика и лопнул и без того уже лопнутый и клееный-переклееный пластиковый демпфер заднего крыла. Ростовский МакДональдс внес определенное разнообразие в нашу жизнь. Поели, отогрелись, купили в ростовской аптеке шприц и попытались починить печку (управление вакуумником на разряжении). В какой-то момент нам даже показалось, что наши попытки увенчались успехом, но увы и ах. Дальнейшее движение продолжалось по традиции в холоде на сигарном отоплении салона. Дымно, неэффективно, но прикольно.

...Посты, посты, бесконечные ДПС, ГАИ, КПП, милиция, блок-посты... автоматы, погоны, обыски и... восхищенные взгляды. Большинство сотрудников уделяли намного меньше времени на стандартные процедуры, чем на осмотр машины и разговоры с нами. Многие сочувствовало нашей беде с печкой. Еще бы, видуха у нас была отступающих французов под Москвой – одеты во все, что смогли найти. Энтер65 даже трусы шерстяные прикупил в каком-то ночном магазине для дальнобойщиков и сразу натянул на себя. Не знаю, для каких эротических игрищ нужны такие трусы дальнобойщикам, но в нашей ситуации они были просто незаменимы. На каком-то блок-посту нам объяснили, где в городе Батайске можно купить переносные газовые печки, и мы радостно ломанулись по наводке. К сожалению, от переносной печки пришлось отказаться, т.к. она выдавала 900 градусов Цельсия, что было бы не супер полезно для идеально сохранившегося салона Бьюика. Плюс пришлось бы где-то размещать баллон с газом, что тоже не хотелось делать в машине, где раскуривались сигары.

В какой-то момент я провалился в сон. Как оказалось потом, очень правильно сделал, т.к. у нас опять отвалился резонатор. Причем не с той стороны, где я его привязывал – на века делал, - а с обратной. Бедному Энтеру65 пришлось разматывать, раскусывать, распутывать мое крепление резонатора, чтобы убрать его в багажник. Ох, и не завидую я ему. Вязалось на славу, со всеми премудростями перовской туристической школы. А учитывая ночь и холод, уверен, Максу пришлось несладко. Во всяком случае, когда я проснулся, смотрел он на меня недобро как-то.

В Воронеже мы оказались в 8 утра. Уже насквозь продрогшие и окончательно уставшие. С надеждой рванули в местный Мак и... подстава. Работало только окно. Сам Мак открывался только через час. Идея есть в неотапливаемой машине или ждать там же час до открытия как-то нас не воодушевляла. В итоге было принято решение искать место завтрака на трассе. Пусть неизвестно какая еда, зато в тепле. Тепло в нашей поездке было священно.

Позавтракали в придорожном ресторанчике и в путь. Километровые столбы, посты, посты, посты... И вот, когда до Москвы уже остается около 200 км, опять загорается предательская лампа тестера генератора. Тормозим. Как обычно, посреди чистого поля. На душе грустно и противно только от одной мысли, что придется на холоде ловить попутку, ехать неизвестно куда в поисках ремня, потом ловить обратную попутку. Холодно брррр. На улице минус. На этот раз нам повезло – ремень просто слетел. В течение трех минут приводим все в боевое состояние и снова в путь.

На МКАДе мы с Энтером65 позволили себе в первый за всю экспедицию раз выпить водки. И тут нам стало тепло, очень тепло и так хорошооооо. Причем не только от выпитого, но и от идеи, что мы все-таки сделали это! От радости за Дента2410 - остались еще настоящие маньяки в хорошем смысле этого слова. От радости за Клуб, что ретро коллекция его растет и ширится. От радости за Бьюик, что наконец-то от стояния в пыльном гараже он возвращается к жизни, настоящей жизни коллекционного дрэд-ноута! Ура, амигос, ура!