Рай на Земле (Кадиллак Эльдорадо 1978)

Сложно найти другую модель Кадиллака, пережившую столько напастей, как модельный ряд Эльдорадо периода 1976 - 1978. Казалось бы, энергетического кризиса 1973-1976 гг., повлекшего за собой чуть ли не двукратное сокращение табуна под капотом легенды американского автопрома; выпуска последнего кабриолета концерна GM в 1976 и «смерти» главного поклонника Кадиллаков в августе 1977 должно было хватить на несколько поколений Эльдорадо, но нет. Жесткая конкуренция, постоянно растущие цены на топливо и меняющийся менталитет потребителя сделали свое черное дело: в 1978 году с конвейера концерна GM сошел последний полноразмерный Кадиллак Эльдорадо. На этом в истории настоящих американских дредноутов-купе была поставлена жирная точка. Конечно, впоследствии были еще такие легендарные купе, как Шевроле Каприс, Форды Тандерберд, Краун Виктория, Эльдорадо и даже Таун Кар, но все же такого шика, такого размаха, как это было в семидесятых, не смог повторить никто.

Последний кабриолет Кадиллака

Английский текст и фотографии: «Cadillac. The Standard of the World. The Complete History» by Maurice D.Hendry. Перевод: KostiX

1975 год стал печальным годом для всех любителей прокатиться с ветерком. Осенью 75-го Кадиллак официально объявил о прекращении выпуска кабриолетов: еще 14 тысяч автомобилей модельного ряда 1976 и по домам. Учитывая, что с 1974 года Кадиллак оставался единственным американским производителем кабриолетов: American Motors построил свой последний кабриолет в 1963 г., Крайслер – в 1971, Форд распрощался со своими кабриолетами в 1973 году, - событие стало по-истине знаменательным.

По значимости новость о прекращении выпуска кабриолетов можно сравнить разве что только с объявлением Генри Форда о сворачивании производства Форда Т. После сенсационного объявления Кадиллака, казалось, каждый американец хочет купить себе кабриолет от Дженерал Моторз. К февралю 1976 продажи шли в два раза лучше, чем в 1975. Многие автолюбители закупали по несколько машин: кто для коллекции, а кто просто впрок. Так, 72 летний бизнесмен из Небраски купил себе 6 кабриолетов Эльдорадо. Как говорится, чтоб было. Дилеры накидывали по паре тысяч долларов на цену машины только за право встать в очередь на ее приобретение.

В январе 1976 года был создан комитет «Последний из кабриолетов», который возглавил директор Кадиллака по связям с общественностью Виллиам Дж. Найт. Главным достижением Комитета стало то, что он вовремя осознал всю опасность выпуска Последнего Кабриолета и принял решение о выпуске последних двух сотен.

Последние 200 кабриолетов были распроданы среди 1,600 дилеров Кадиллака. Кому-то явно не досталось :)

И, тем не менее, последний Эльдорадо кабриолет все-таки существует. По решению топ-менеджмента Кадиллака, машина принадлежит марке, и ее место как части истории концерна - во внутреннем музее Кадиллака.

Выпуск “последней двухсотки” бесспорно был историческим событием, не сходившим с первых полос газет и новостных программ по радио и телевидению. Рабочие конвейера осознавали всю важность происходящего и не спешили покидать рабочие места после окончания своей смены, люди из других подразделений приходили поглазеть на выпуск легенды, пенсионеры, некогда работавшие на заводе, возвращались на свои рабочие места, чтобы тоже стать частью истории. И вот, наступило 21 апреля 1976 года. На заводе было не протолкнуться – люди, отработавшие на конвейере свою смену, не расходились по домам, а оставались на своих местах. Многие из них заранее подготовили транспаранты со словом «прощай» (Goodbye!). Очевидно, американская поговорка «машина – всего лишь машина» (Car is just a car) не работала здесь... в этот день... для этих людей... для Кадиллака.

В истории не осталось имени работника, который хлопнул капотом после финальной проверки последнего кабриолета. Но навсегда осталась его фраза: «Это прекрасно быть частью истории!» (It’s great to be a part of history). Чуть позже десяти утра Джойс Харлстон внес заключительные штрихи – наклеил наклейку на бачок омывателя и одел «крутилки» на магнитолу – и последний кабриолет Кадиллака скатился с конвейера. Стрелки часов в истории еще одной легенды американского автопрома навсегда остановились. На циферблате было 10 часов 12 минут 21 апреля 1976 года. За рулем автомобиля сидел главный управляющий Кадиллака Эд Кеннард, на передних пассажирских местах – главный управляющий производством Бад Броунер и мэр Детройта Колеман Янг. На заднем сиденье сидели рабочие конвейера завода Кадиллак.