Перед каждым владельцем автомобиля рано или
поздно встает одна, достаточно сложная проблема – проблема обслуживания,
и одной из составляющих которой являются запасные части и эксплуатационные
жидкости, применяемые при обслуживании и ремонте вашего автомобиля.
Многие для себя решают эту проблему достаточно просто: дорогое
масло, высокооктановый бензин, оригинальные запчасти и никаких
проблем. В этом есть доля правды, но верно ли это до конца, давайте
попробуем в этом разобраться.
Технические характеристики применяемости масел определяются спецификациями
по SAE и API. Для большинства американских автомобилей характеристикой
по SAE является SAE 5W30, где “5” -- вязкость масла в холодном
состоянии, “W” – всесезонность масла, “30” -- вязкость масла при
рабочей температуре двигателя. Выбор между “синтетикой” и “минералкой”
определяется в основном желаемыми периодами пробега между сменой
масла. Так минеральное масло рекомендуется эксплуатировать 5—7
тыс. км пробега, когда как на “синтетике”, по заверениям некоторых
производителей масел, можно проехать до 15 тыс. км и при этом
масло сохранит свои свойства. Сложнее дело обстоит с вязкостью
масла: так, применяя масла с более высокими вязкостными характеристиками,
чем указанные в спецификации двигателя, например “RS Castrol 10W60”,
при температурах ниже “-20 С” во время пуска двигателя происходит,
так называемое, “масляное голодание”, т.к. масло попросту застывает.
При прогретом двигателе из-за большей вязкости уменьшается проток
масла, вследствие чего происходит замедление подачи масла к трущимся
деталям и ухудшение их охлаждения. Спецификация по API, в основном
определяет качество масел, практически любой из современных смазочных
материалов известных фирм превосходит по характеристикам API требования
заводов-изготовителей американских автомобилей. Т.е. при выборе
смазочных материалов нужно учесть два условия: предполагаемая
следующая смена масла (для американских автомобилей периоды прохождения
ТО 3.500 миль (5.600км) при эксплуатации автомобиля в городском
цикле и 5.000 миль (8.000км) при эксплуатации в режиме Highway
(шоссе)) и его соответствие Вашему автомобилю. Это относится ко
всем узлам автомобиля: коробке передач, гидроусилителю руля, дифференциалам
мостов, тормозным системам, раздаточным коробкам передач. Нелишне
будет заметить, что все это важно, если Вы уверены в происхождении
масла и других эксплуатационных жидкостей, которые Вы применяете
или собираетесь применить при обслуживании автомобиля. Некоторые
автовладельцы считают, что чем выше октановое число бензина, на
котором они эксплуатируют свой автомобиль, тем лучше он будет
“ходить”, это не совсем верно. Требования по топливу звучит действительно
как: “Не ниже …”, для большинства автомобилей американского рынка
это “87”, но при этом часто забываем, где мы живем. В большинстве
развитых стран высокооктановые бензины получают путем крекинга,
но этот способ производства достаточно дорог, т.к. энергоемок
и требует применения платиновых катализаторов. Куда проще “бухнуть”
в “76-й” химии и вот тебе “95-й” и даже “98-й”. Только вот появляются
при этом небольшие проблемы, кислородные датчики, которые отвечают
за качество смеси, практически сразу выходят из строя, т.к. их
активные элементы покрываются слоем несгораемых фракций, и как
следствие перерасход топлива, неровная работа двигателя и выход
из строя свечей зажигания, но это уже проблемы автовладельца.
К счастью, “92-й” бензин, по крайней мере в Москве, вполне сносный,
поэтому эксплуатация американских автомобилей на нем проблем не
вызывает.
Каждый автомобиль, даже если он новый, вынужден проходить техническое
обслуживание. Перед владельцем возникает вопрос, какие запчасти
использовать при ремонте: фильтры, свечи, тормозные колодки? С
одной стороны на этот вопрос можно ответить достаточно просто:
-- “оригинальные”, но зачастую это дорого, поэтому некоторые автовладельцы
идут по более дешевому, но и более опасному пути применения альтернативных
запчастей и расходных материалов. Опасность этого пути состоит
в том, что представленные на американском рынке альтернативных
запчастей (Aftermarket) товары все разного качества, и нужно иметь
достаточно большой опыт, чтобы различать их. Так, например, после
установки тормозных колодок никому неизвестной фирмы ценой 7$
за комплект (поверьте, есть и такие) Вы рискуете при интенсивном
торможении просто остаться без тормозных накладок и, соответственно,
без тормозов. Дальше додумывайте сами. “Почему же такие колодки
продаются?” -- спросите Вы. А с чего Вы взяли, что данные колодки
для Вашего автомобиля? Ведь если эти колодки подходят по установочным
местам, это не означает, что тормозные накладки соответствуют
модели вашего автомобиля. Так, тормозная система, устанавливаемая
на Chevrolet Tahoe, устанавливается так же на некоторые легковые
автомобили, например Cadillac Seville. Поэтому тормозные колодки
от Cadillac встанут на Tahoe, но выдержат ли они? Цена тормозных
колодок разной жесткости соответственно тоже разная, поэтому,
стремясь купить более дешевые колодки, Вы рискуете оказаться в
ситуации описанной выше, а потом “пенять на зеркало”. Как же избежать
таких проблем? В первую очередь покупать запчасти фирм-официальных
производителей запасных частей для американских автомобилей, такими
для Chrysler является Mopar, для GM – AC Delco, для Ford – Motorcraft,
а так же использовать запчасти известных фирм, зарекомендовавших
себя на мировом рынке: фильтры – Fram, амортизаторы – Gabriel,
тормозные системы – Raybestos, детали подвески – Moog, TRW, электрика
– Borg & Warner, Standart, свечи – NGK. Многие из этих фирм являются
поставщиками комплектующих для сборочных конвейеров автомобилей
всего мира.
В заключение хотелось бы пожелать не ставить экспериментов над
своим автомобилем, и, как следствие, над здоровьем и безопасностью
собственным и окружающих. Если Вы не уверены в качестве предлагаемых
Вам неоригинальных деталей, купите оригинал или посоветуйтесь
со специалистом. Сэкономив 10-15% от стоимости качественных запчастей,
Вы рискуете потерять весь автомобиль или какой-либо из его агрегатов,
помните русскую поговорку: - “Скупой платит дважды”.
© Сергей
Юдин, 17 ноября 2000.